СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ИНТЕРНЕТЕ

 

ВИДЕО

 

КАРТА САЙТА

 

коллекция картин

«Золотой Байкал»

 

коллекция картин "Иркутск"

 

арт-галерея "Радуга"

 

современная живопись

 

картины известных иркутских художников - продажа, поставка под заказ

 

художники Иркутск

 

купить картину быстро и легко

 

продажа картин

 

аукцион

 

мастерская художника "Ноосфера"

 

картины для подарков и украшения любых интерьеров

 

галерея современной художественной фотографии

 

галерея современной байкальской живописи из коллекции "Арт-Иркутск"

 

портрет по фото на заказ

 
ПРОЕКТЫ / 2003

Cписок проектов / 1998 / 1999 / 2000 / 2001 / 2002 / 2003 / 2004 / 2005 / 2006 / 2007 / 2008 /


Арт-Иркутск 2003

  Андрей Жилин  
 

 

 

В ноябре 2003 года в филиале Иркутского Областного Художественного музея им. В.П. Сукачева открылся Региональный фестиваль Новой Визуальной культуры «Арт-Иркутск» (кураторы И. и Т. Жилины). Фестиваль явился ярким событием в культурной и художественной жизни Иркутска. На фестивале была представлена компьютерная графика, фотографика, объекты, инсталляции. В фестивале приняли участие 19 художников. Кураторы фестиваля предполагали, что проект Арт-Иркутск, рассчитанный на 5 лет, явится площадкой для новых идей, консолидирует «новых» (компьютерных) художников.

Действительно, появилась программа Арт-Иркутск, в рамках которой молодые художники (с 14 до 30 лет) и мастера, известные художники, оказавшие и оказывающие влияние на развитие визуальных искусств, представляют свои произведения, в том числе созданные с использованием компьютерных технологий (для «молодых» это обязательное условие).

 

Хэппенинг-перформансы, проходившие на фестивале:

Перформанс

«Дефлорация мира»

Это особый способ для того, чтобы представить свои работы, возможность по-новому взглянуть на мир и на себя. Это место, где периодически транслируется реальное время ноосферы Земли, и вы можете почувствовать себя причастным к рождению нового культурного посыла в Ноосферу. Особенность передачи будет вам знакома задолго до того, как вы впервые всмотритесь в экран — столь же уникальный, как и вы, который создается здесь и сейчас.

Андрей Жилин

Андрей Жилин

Перформанс «Полосы жизни»

Перформанс «Полосы жизни», представлен молодой испанской художницей Каролиной Санчес. Сама работа — это полотно, обтянутое полосами шелка черного и белого цветов. Затем на стыке черного с белым Каролина расстегнула незаметные на первый взгляд замочки и «легким движением руки» достала оттуда гирлянды из пробок, ключей, всевозможных шнурочков и тесемочек. По представлению Каролины, из таких полос и состоит наша жизнь.


Хеппенинг «Артишок»

Модель «Артишок», состоящая из набора электрических инструментов, находящихся в старом чемодане, показывала двум людям подходят они друг другу или нет.

Андрей Жилин

Звуковой перформанс «Острие Духа»

Суть состоит в накоплении положительной энергии, чтобы отразить приближающийся астероид Таутатис с помощью звуковых действий участников.


 

О ПРОЕКТЕ:

Андрей Жилин Президент ИГОО «ТОХ «НООСФЕРА»

Светлана Гусеевская журналист

Олеся Иванникова журналист 1 / 2

Ольга Соболева журналист

Татьяна Жилина куратор программы «Арт-Иркутск»

Светлана Жартун журналист, «Восточно-Сибирская ПРАВДА»

Владимир Голенев художник, участник Программы «Арт-Иркутск 2003»


 

Андрей Жилин
Президент ИГОО «ТОХ «НООСФЕРА»

"Итоговая выставка фестиваля прошла на фоне возрастающего интереса к современному искусству, была обращена к широкой аудитории, прежде всего к молодежи. «Арт—Иркутск 2003» имел существенные отличия от предыдущих выставок:

Повысился статус и формат мероприятия до Регионального фестиваля.

Увеличилось количество участников до 19 человек.

Повысился творческий уровень представляемых работ, были открыты для широкой публики новые имена художников.

Была выставлена серьезная коллекция работ европейского уровня (102 произведения), представляющая полный спектр направлений в современном искусстве: современная, абстрактная, концептуальная живопись и графика, искусство, связанное с внедрением новых технологий: анигма, компьютерная живопись и графика, цифровая фотография, инсталляции, арт-объекты, энвайронмент и многое другое. Это попытка культурного самоопределения искусства региона, новый поиск нетрадиционных решений и форм, где пропагандируется современное искусство, демонстрируется слияние авангарда с новейшими технологиями. Авангард, впитывающий в себя новые технологии, остается «живым», современным, сегодняшним. Это авангард третьего тысячелетия, где пересекаются и взаимодействуют пластические и технократические искусства, фотография уживается с фактурной живописью, а объекты и медиа-произведения способны образовать органическое единство и синтез.

Неслучайна и молодежная направленность фестиваля — ведь Иркутск — город студентов, 1/3 которого составляет молодежь. Во время работы фестиваля был отмечен небывалый до сих пор приток посетителей, оставлено рекордное количество отзывов. Были подняты актуальные современные вопросы, инициированы дебаты в обществе, спровоцирован момент дискурса, широко задействованы возможности СМИ, дан старт долгосрочным культурным программам. Были затронуты вопросы повышения культурного уровня молодежи, отвлечение ее от свастики, наркотиков, алкоголизма, вопросы духовного развития личности и привлечения молодежи к созидательной деятельности на благо общества.

Андрей Жилин  

 

 

Фестиваль стал лакмусовой бумажкой, проявившей результаты совершенствования выставочной политики региональных музеев, в частности, Иркутского Художественного музея, как результат вовлечения широкой аудитории в процесс регулярного знакомства с современным искусством.

Была реализована социальная программа, имеющая государственное значение: в рамках объявленного президентом РФ Владимиром Путиным года инвалидов в России, к совместному творчеству были привлечены, опубликованы в каталоге и выставлены на экспозиции в художественном музее молодые художники инвалиды из Иркутска и ряда территорий Иркутской области: Артем Сапрошин, Сергей Прокопьев, Василий Ступин, Андрей Пещеров, Марина Хохлова. На выставке участвовали как молодые, начинающие художники, так и опытные, маститные мастера европейского уровня. Все это способствовало профессиональному росту всех участников выставки. На вернисаже коллективными усилиями было создано интеллектуальное пространство, помогающее зрителю сформировать свое индивидуальное художественное видение объектов, представленных к рассмотрению, и воспитать его восприятие и интерес к эстетике Нового времени как в живописно-художественном, так и в концептуально-философском контексте художественных вопросов и проблем, рассматриваемых на фестивале.

Футуристические идеи творческого объединения «Ноосфера» на фестивале стали реальностью: стремительно развивающиеся компьютерные технологии и современное искусство слились в единое пространство, где произошел интенсивный обмен информации между художниками и др. специалистами, была создана волнующая атмосфера единения художников со зрителями. Это был яркий пример открытости расширяющий представления о многообразии изобразительного искусства в начале III тысячелетия, давший многим художникам возможность чувствовать, что они нужны другим — это очень важное, располагающее к жизни ощущение. Все это в целом стало символом художественного обновления нашего региона.

Была привлечена новая команда спонсоров, меценатов, прогрессивных современных людей нашего города, включенных в актуальные художественные процессы и влияющих на их развитие. Инновация стала объединяющим звеном меду участниками фестиваля и генеральным спонсором ОАО «Сибтелеком», характеризующим новые подходы к поиску и реализации нестандартных решений технических проблем стоящих перед людьми. Еще раз было доказано, что руководитель крупного предприятия должен быть государственником, технически и культурно продвинутым, быть современным в современном мире.

Регулярное проведение подобных фестивалей — это норма для всех крупных культурных центров России и мира. Без развития современного искусства, роста новых культурных институций, невозможно говорить о будущем как Иркутска, так и всей России.

В начало


 

Светлана Гусеевская
журналист

Звуковые и видео- представления, авангардные скульптуры стали экспонатами выставки современного искусства «Арт-Иркутск», открывшейся сегодня в залах Иркутского художественного музея. Мнения о композициях разделились, но равнодушных не было.

  Андрей Жилин  
 

 

 

Любая выставка творческого объединения «Ноосфера» — всегда эпатаж. Нынешняя не стала исключением. Экспонаты — живопись, компьютерная графика, эксперименты с фотографией, инсталляции. Материалы — все, что попадется под руку: старые чемоданы, бутылки, железные шланги и солнцезащитные очки. Как говорят авторы, главное — расшевелить публику.

Татьяна Жилина, художник: «Цель — пропаганда современного искусства, донести его до публики. Люди — их мировоззрение — оно не в реалистическом искусстве, а в чем-то ином».

Представление работ Анатолия Дмитракова вызвало на выставке настоящий фурор. Одна из самых удачных — оловянный истукан, сделанный из старой швейной машинки, пустой бутылки и банок с живыми рыбками. По словам Анатолия, это — некое существо, живущее на нашей планете, на Байкале и перерабатывающее воду для себя и для людей.

Анатолий Дмитраков, художник: «Люди любят играть, фантазировать, мечтать. Я через свою мечту, через их мечту — делаю такие творческие агрегаты, которые могут подарить людям сказку».

Виктор Рубанович, посетитель выставки: «Это сложившаяся тенденция в Иркутске, когда из большого количества даже очень хороших работ делают винегрет».

Впрочем, авторы необычных композиций считают свою задачу выполненной. Говорят, главное, что на выставке не осталось равнодушных.

В начало


 

Олеся Иванникова
журналист, Иркутск

  Андрей Жилин
 

 

Наверное, каждый, кто собирался пойти на эту выставку и хоть немного наслышан о творческом объединении молодых художников «Ноосфера», которое ее организует, уже заранее морально готовился ко всем тем неожиданностям и сюрпризам, которые преподнесут художники. Ведь эта выставка современного искусства, где работы каждый раз неожиданны и неординарны, а само открытие — всегда как маленький спектакль, с перфомансами (короткие представления, исполняемые участниками выставки) и хепенингами (акции, в которые обязательно вовлекаются зрители). Например, в прошлом году всех посетителей для наилучшего погружения в атмосферу «Ноосферы» угощали «волшебными таблетками», роль которых выполняли обычные витаминки. Тогда же был отпразднован День Байкальской Перворыбы. В честь этой прародительницы человечества был съеден сиг, до этого бывший частью экспозиции вернисажа.

В этот раз без подобных «сюрпризов» тоже не обошлось. Одним из первых был перфоманс «Полосы жизни», представленный молодой испанской художницей Каролиной. Санчес. Сама работа — это полотно, обтянутое полосами шелка черного и белого цветов. Затем на стыке черного с белым Каролина расстегнула незаметные на первый взгляд замочки и «лег­ким движением руки» достала от­туда гирлянды из пробок, ключей, всевозможных шнурочков и тесемочек. По представлению Кароли­ны, из таких полос и состоит наша жизнь.

Андрей Жилин  

 

 

Художник Анатолий Дмитраков выступил в роли профессора, соединяющего души. Выбрав из толпы «жертвы» — парня и девуш­ку, он соединил их с помощью спе­циальных устройств с аппаратом, щелкнул выключателем, и… души молодых людей должны были со­единиться навечно, но, как это частo бывает в опытах, что-то сорвалось, и «мирового открытия» не получилось. Иркутские зрители не привыкли к такого рода развлечениям и выставкам, поэтому все происходящее удивляло и шокировало. Как вам, к примеру, такое название одного из перфомансов — «Дефлорация мира». В этом ос­новная позиция ноосферовцев: «Приходится работать на эпатаже, провокации, чтобы разбудить, растормошить толпу, которая еще не стала публикой», — говорят художники.

Сами работы — это инсталляции, коллажи, металлические и деревянные объекты, компьютерная печать на холсте, современная фотография и другие. Зачастую и художественным объектом работ и материалом, из которого они сделаны, выступает «хлам современной цивилизации» — гвозди, телефонные диски, обрывки бумаги и т. п. Например, в инсталляции Евгения Жилина «Отрицание Мимесиса» использованы оргалит, скотч, металлическая труба, компакт-диски. Современные фотографии Ирины Жилиной похожи на взгляд из микроскопа, смотришь и думаешь; как же исхитрился художник, чтобы это сфотографировать. Приглядевшись, понимаешь, что красные мельчайшие частицы на белом фоне — это всего лишь… крышка кастрюли, вымазанная чем-то вроде кетчупа и сфотографированная. Появляющееся из-за горизонта бордовое солнце, осве­щающее своими лучами-каплями землю, это, судя по всему, просто лужица варенья. А некие загадоч­ные волокна на фото — это… обычный веник. Выглядят эти работы как настоящие произведения искусства, и многие из нас с удовольствием украсили бы ими свою квартиру, хотя идея повесить дома фотографию веника раньше бы никогда не пришла в голову. Художник сознательно ломает привычные стереотипы, представляя обычную вещь в новом свете, в результате работа становится объектом современного искусства и приобретает философский смысл.

Сами организаторы прекрасно понимают шок иркутского зрителя, воспитанного на классическом реалистическом искусстве, но советуют все же не отворачиваться, а попытаться проникнуть в авторский замысел. Помочь зрителю в этом может перфоманс «Двойные картины, или Второе дно живописи». Это две картины, в обычных деревянных рамках, на чистом грунтованном холсте которых написаны слова «пейзаж», «натюрморт», а из-под рамок проглядывают обрывки настоящей, нарисованной картины, которая была там до этого, но кто-то ее разорвал, обнажив нижний слой. Смысл все­го этого — в бессмысленности рисования и копирования того, что видишь перед глазами. В наше время, с появлением фото- и ви­деосъемки, необходимость в точном копировании предметов отпала, это уже не может полностью удовлетворить художника, считают ноосферовцы. «Искусство не может быть основано только на создании реалистических полотен, оно заключается в генерировании идей и попытке найти собственный уникальный способ их выражения», — говорят художники.

Проникнуть в творческий замысел работ художников и составить свое мнение вы сможете до 2 декабря; именно до этого времени будет продолжаться выставка «Арт-Иркутск 2003».

В начало


 

  Андрей Жилин
 

 

Ольга Соболева
журналист, Иркутск

Творчество — это океан. В него стекаются многие реки, ручейки. И есть в нем плывущие острова и материки. Они — искусство. Материки — Античность, Средневековье, Возрождение и все эпохи, все стили, все индивидуальности, которые уже отличимы в океане творчества.

«Ноосфера» пока в том самом океане творчества, но у нее есть шанс образовать свой остров. Андрей Жилин, президент «Ноосферы», обожает пирамиды — «символы вечности искусства и стремления к возвышенному». Может быть, строящиеся пирамиды и образуют в конечном итоге ту твердь, которая не исчезнет в Вечном Океане…

Картины, арт-объекты, инсталляции, перформансы, разного рода акции — все это в арсенале художников «Ноосферы». Они уверены в себе, и в этом смысле молоды, сколько бы им ни было лет. Они создали свой портрет — портрет «Ноосферы», который, как мозаика, составлен из ячеек, принадлежащих каждому из художников группы и несущих его, этого художника, энергетику. А еще они мечтают организовать в будущем году международную выставку и издать каталог работ, которые будут участвовать в ней, и таким образом приобщить к пониманию своего искусства как можно более широкий круг людей неравнодушных и ищущих. Но эта мечта может сбыться только в том случае, если среди последних найдутся еще и состоятельные, готовые вложить средства в этот проект…

В начало


 

Олеся Иванникова
журналист, Иркутск

— Попробуйте нашу волшебную таблетку, — прямо у входа в Дом Рогаля предложила мне девушка в черном облегающем костюме типа водолазного и с густо намазанным синей краской лицом. Хотя я прекрасно вижу, что в руке у нее обыкновенная желтая витаминка, знакомая еще с детсадовских времен, и ничего волшебного в ней нет, но все равно до мурашек по коже как-то страшновато брать ее в рот. Съесть ее все-таки пришлось, ведь попала я не куда-нибудь, а на выставку авангардного искусства — надо соответствовать.

Андрей Жилин  

 

 

Вот так, с кислого вкуса «волшебной таблетки» и началось мое знакомство с выставкой современного искусства, организованной творческим объединением художников «НООСФЕРА».

Девушка — «лаборант» на входе — это только начало. Погружаясь в атмосферу этой выставки, как будто попадаешь в другой мир, настолько все происходящее вокруг тебя необычно, ведь это не просто экспозиция, где зрители, как в музее, спокойно рассматривают работы, а по-настоящему авангардная выставка, поражающая воображение всех. Кто-то приходит, чтобы посмотреть на работы коллег по цеху, кто-то просто из любопытства, но увидеть очередной новый проект стремятся все неравнодушные к искусству. Что же такого необычного в этой выставке? А необычно все: неожиданные идеи, техника исполнения, материалы, новые технологии в том числе компьютерные. «Наша задача — трансформировать привычные материалы — металл, стекло, дерево, пластик — в произведения искусства», — говорят художники. Экспонаты этой выставки — это не только живопись, но и металлические объекты, компьютерная графика, эксперименты в фотографии, реди-мейд, инсталляции… (Кстати, здесь же мне объяснили, что инсталляция — это композиция из живописи, текста, в которой могут быть использованы гайки, ключи, пластиковые бутылки и другой хлам современной цивилизации; а реди-мейд ломает привычные стереотипы, представляя вещь в новом свете, когда художественным объектом становится любой бытовой предмет).

Сама выставка — это настоящее зрелище, она живая, подвижная, в ней постоянно что-то меняется. Например, в интерактивном проекте каждый желающий мог создать свою композицию или инсталляцию на компьютере.

Организует такие необычные выставки творческое объединение художников «НООСФЕРА». В течение года отбираются самые интересные проекты, и осенью они выставляются в одном из городских музеев. В этом году выставка пройдет в художественном музее. Для молодых талантов это уникальный шанс заявить о себе и опубликоваться в ежегодном каталоге-справочнике. Затем лучшие работы и каталог отправляются в Москву на ежегодную выставку «Арт-Манеж», в котором участвуют самые знаменитые художники России.

На выставках «НООСФЕРЫ» всегда все неординарно, экстравагантно и эпатажно. Эта принципиальная позиции ноосферовцев. «Приходится работать на эпатаже, провокации, чтобы разбудить, растормошить толпу, которая еще не стала публикой», — говорят они. Неоднозначно и отношение зрителей: кто-то ругает, называет работы «антихудожественной мазней», кто-то восхищается, а кто-то равнодушен, все-таки признавая за этим искусством право на жизнь. Но… все они почему-то приходят на следующую экспозицию, как будто задавая вопрос: «Ну, чем вы нас еще удивите?»

Немногие побывавшие на «НООСФЕРЕ», могут похвастаться тем, что до конца проникли в авторский замысел работ. Это недопонимание, по мнению самих художников, связано с тем, что Иркутск — город консервативный, мало в нем галерей, с современным искусством иркутяне мало знакомы.

Первая выставка «НООСФЕРЫ» три года назад вызвала сильнейший шок у зрителей, сейчас публика уже не так реагирует. «Наверное, привыкли к нам», — иронизируют ноосферовцы.

Андрей Жилин  

 

 

Не так много у нас авангардно — ориентированных художников. Студентов преподаватели учат в основном реализму, поэтому молодежи, интересующейся постмодернизмом, трудно сделать переворот в своем творчестве. В «НООСФЕРЕ» готовы помочь начинающим совершить эту переоценку ценностей. «Мне самому в этом плане помог Владимир Соколов (известный в городе дизайнер). Я нашел себя, состоялся как художник», — признался президент творческого объединения Андрей Жилин. Помогает молодым сформироваться и сама атмосфера выставки. «Это общий котел, первичный суп, в котором варятся участники, они сравнивают себя с другими, учатся друг у друга», так описал этот процесс Андрей.

 За время своего существования (с 19998 года) объединение собрало вокруг себя мощный костяк молодежи. А многие, оттолкнувшись от «НООСФЕРЫ», начали самостоятельное плавание. В разное время в объединении работали: Сергей Жилин, АЛЕКСЕЙ Дурасов, Павел и Елена Павловы, Николай Новиков, Адольф Мухамедшин, Евгения Корнилович, Юлия Ружникова, Александр Иванов, Андрей Матвеев, Алексей Шеадэ, Константин Антипин и другие.

«НООСФЕРА» открыта для всех, туда постоянно приходят начинающие художники, которым нужно помочь, поддержать словом и делом.

«Мы будем рады принять всех желающих», — сказала в заключение нашего разговора куратор «НООСФЕРЫ» Татьяна Жилина.

Единственное условие — это, конечно же, наличие таланта и стремление стать настоящим художников. Все студенты или выпускники вузов, художественных училищ, занимающиеся абстрактной живописью, графикой, скульптурой, а также ассамбляжами, объектами, компьютерной графикой и дизайном, могут представить свои работы для участия в выставках.

В начало


 

Татьяна Жилина
Куратор программы «Арт-Иркутск»

Уважаемые друзья!

От всей души поздравляем и приветствуем всех участников и организаторов очередной выставки современного искусства в нашем любимом городе.

Современное искусство — это особая философия восприятия окружающей действительности, техническое же воплощение придает ему динамику и оригинальный способ передачи художественной мысли.

Пройдя нелегкий трехлетний путь становления и утверждения «Ноосфера» при поддержке прогрессивных людей г. Иркутска открывает 4 выставку, являющую собой принципиально новый пример развития искусства третьего тысячелетия.

Главная задача организаторов — показ произведений, характеризующих сегодняшние тенденции изобразительного искусства.

С каждым годом выставки, проводимые «Ноосферой» становится заметным событием в культурной жизни нашего города, и получают признание со стороны многотысячной аудитории поклонников современного искусства.

  Андрей Жилин  
 

 

 

Из года в год повышается творческий уровень представляемых работ, появляются новые имена художников.

 В этом году наша программа носит новое название «Арт-Иркутск « и имеет новый, более высокий статус — форма реализации ее является региональным фестивалем современного искусства, по итогам которого лучшие произведения, отобранные организаторами будут представлены в г. Москве.

Эта попытка культурного самоопределения искусства региона, новый поиск нетрадиционных решений и форм, где пропагандируется современное искусство, демонстрируется слияние авангарда с новейшими технологиями. Авангард, впитывая в себя новые технологии, остается «живым», современным, сегодняшним. Это авангард третьего тысячелетия; где пересекаются и взаимодействуют пластические и технократические искусства. В нем равномерно существует фигуратив и абстракция, фотография уживается с фактурной живописью, а объекты и медиа-произведения способны образовать органическое единство.

Программа «Арт-Иркутск» проходит на фоне возрастающего интереса к современному искусству и обращена к широкой аудитории, прежде всего к молодежи.

В этом году в нашем проекте участвуют молодые таланты, люди с ограниченными возможностями, чьи произведения на равных экспонируются в престижном зале Иркутского Областного Художественного музея им. В.П.Сукачева.

Это уникальный опыт, смелая попытка обозначить новые сферы творческой активности современных художников.

Собранные вместе на одной выставке работы обнаруживают удивительную наглядную сопричастность актуальному кругу перемен в жизни общества.

Любой посетитель «Арт-Иркутск 2003» оказывается в фокусе воздействия множества картин, инсталляций, арт-объектов и т.д. — все это создает сетевую структуру интеробщения.

НООСФЕРА пытается демонстрировать не столько общее, сколько особенное, а его на Сибирской земле становится все больше. Особая ценность такой программы как «Арт-Иркутск» заключается в том, что она способствует взаимообогащению и взаимопроникновению между художниками, помогает каждому найти своего зрителя, привлечь общественное внимание к судьбе и деятельности художника, налаживать деловые и творческие контакты.

Исключительно важен и своевременный к вернисажу выпуск каталога, интерес к которому в городе не меньше, чем к самим нашим выставкам. Программа «Арт-Иркутск» проводится при заинтересованном содействии Комитета по молодежной политике администрации Иркутской области, Отдела по делам молодежи Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска.

Становятся заметными результаты совершенствования выставочной политики региональных музеев, в частности, Иркутского Художественного музея, как результат вовлечения широкой аудитории в процесс регулярного знакомства с современным искусством.

Хочется поблагодарить за активную помощь в издании каталога ОАО «Сибтелеком» и сотрудников художественного музея, усилиями которых создана волнующая атмосфера единения художников со зрителями. Надеемся, что «Арт-Иркутск» приобретет регулярный характер и сохранит дух молодости и новаторства, присущий актуальному искусству. А экспозиция нынешнего проекта даст более широкое представление о современном состоянии искусства нашего региона.

Фотографии в альбоме «Арт-Иркутск-2003» Андрея Жилина на Яндекс.Фотках

 

В начало


 

«Полосы нейтральные и безличные…»

Светлана Жартун
«Восточно-Сибирская ПРАВДА»

Выставка «Арт Иркутск — 2003 год «, представленная в галерее областного художественного музея, рассчитана на молодежную аудиторию, хорошо разбирающуюся в новой терминологии, пришедшей к нам вместе с компьютерной техникой и увлечением трансцендентными идеями. Организована она ассоциацией «Ноосфера» по аналогии со многими выставками, проходящими в крупных городах России, итогом работы которых становится «Арт Манеж» в Москве.
Думается, экспозиция иркутской «Ноосферы» могла быть представлена наряду со многими другими выставками, организовываемыми в музее. Современное искусство здесь представлялось и ранее, правда, впервые мы увидели работы в технике «Digital print», созданные на экране компьютера и переведенные на большие полотна. Модернизм, абстракции, смешанные техники, попарт — все было видено в работах, отражающих разную степень увлеченности и таланта художника. Удивило другое — множество терминов, их выспренность, многозначительность и перфоманс на ее открытии: «Это место, где периодически транслируется реальное время ноосферы Земли, где у вас на глазах экран приобретает индивидуальные черты и вы можете почувствовать себя причастным к рождению нового культурного посыла в нее».
Так что же такое ноосфера? Это «концептуальный характер ауры Земли, информационное поле», а далее можно добавить: это то, что не поддается чувствам, сознанию, стремлению соответствовать высокому, духовному и, если хотите, божественному. Как, например, в работе испанской художницы Каролины Санчес (а испанка ли она?), где на двухцветной основе прикреплены пробки от бутылок, штопор и какая-то еще маловыразительная мелочь. В аннотации читаем: «На ее картине полосы жизни, просто полосы, но они повод размышлять о том, что за ними скрывает молодая художница. В качестве материала она использовала натуральный шелк двух цветов. Полосы нейтральные и безличные, они лишены подтекста современной проблематики, но попробуем проникнуть в сущность структуры».
После такого наставления перестаешь любоваться картинами, невольно за каждой из них пытаешься определить способ мышления автора. «Поколение NEXT» представлено машинами, черными очками, в руке его представителя — топор. Далее в работе Ирины Жилиной «Паучок Ананси» выглядит действительно паучком, а у Татьяны Жилиной в «Следах цивилизации» нагромождение вымытых в воде и высушенных на солнце сучьев и скрытая в них фотокамера. В пяти работах «Тоутасиса» камера блуждает, потом возвращается. Посланник. Вывернутый мозг в наушниках. Устойчивое экстравертное состояние, открытое для информации.
Работы молодых художников Ильи Смалькова, Ирины Жилиной, Вадима Клейменова, Владимира Голенева, Ольги Кузьминой как бы продиктованы намерением реализовать «следы цивилизации» своим представлением о мироздании, техногенной фантазией и стремлением к самостоятельности мышления. Пожалуй, это еще не искусство, это, скорее, своеобразная модель познания процесса творчества, в котором многое заимствовано от идей Казимира Малевича, его умения «найти внутреннее содержание, социальную значимость, стратегию искусства, резонирующую со срезом жизни».
Правда, наши концептуалы более похожи на не наигравшихся еще детей. Скульптурное изображение для них объект, составленный из нагромождения разных деталей и материалов. Среди них «Исчезающий Ван Гог» и «Сон разума» по Гойе Анатолия Дмитракова. Все это «создание интеллектуального пространства, которое позволяет зрителю сформировать индивидуальное видение объектов».
Среди авторов выставки выделяются работы Андрея Жилина — президента «Ноосферы» и хорошего художника, в картинах которого фантазия соединяется с мастерством, а стремление к эпотажу заменяется самоиронией. В его «Катарсисе» за силуэтами бутылок следит вывернутый красками глаз. Так, по мнению художника, происходит очищение от соблазна Бахуса. В каждой работе он экспериментирует, воспроизводя «Эмиссара древней цивилизации» в плоском изображении, а в «Сети» — виртуальность реальной действительности. Есть и призывы: «Канализации всех стран, соединяйтесь», и разводы на черном фоне: «Взрыв желтого карлика».
Авторы «Ноосферы» дерзки и самоуверенны, они часто стремятся эпатировать зрительское восприятие, раздражая его спокойную созерцательность. Возможно, по ощущению времени они по-своему искренни, демонстрируя «принципиально новый пример развития искусства третьего тысячелетия».
Остается добавить: в 2002 году «Ноосфера» участвовала в самой престижной выставке международного уровня «Арт Манеж» в Москве, в которой принимало участие более 160 российских и зарубежных галерей и творческих объединений. На фотографиях рядом с ее участниками Никас Сафронов и Леонид Ярмольник. Они, к слову, убеждены в том, что идея открытия центра современного искусства в Иркутске вполне осуществима.

 

В начало


 

Художник и мир

Владимир Голенев
художник, участник Программы «Арт-Иркутск 2003»

Можно и нужно заниматься теорией искусства, историей и практикой художественного творчества. Без этого не осуществить диалога со зрителем, с другими творцами, а главное не выйти на осознание своего места в этом сложном, динамичном процессе именуемым творчеством. Проблема заключается в другом: в грандиозном разрыве между желанием создавать произведение, как способе самореализации, и тем безумным миром, с которым художник менее всего склонен этим интимным переживаниям делиться.

Есть люди, которые бегут от этой боли в религию, мистицизм, в природу.
Первых мне жаль: они не выдержали борьбы. Вторые — это неизбежность и необходимость, это навоз искусства, без которого не обойтись. Но есть и третьи: это люди, для которых занятия творчеством является внутренней необходимостью, способом и образом жизни. Как правило, в человеке намешано всего и, тем не менее, можно вывести это типологическое деление достаточно четко.

В ситуации современного мира, характеризующейся «одичалостью» цивилизации, этим «третьим» достается больше всех, потому что это люди с тонкой психической организацией и эмоционально самые не защищенные. Парадокс нашего времени не в том, что творец сбился с Пути, он оказался в пустыне Безграничных возможностей, среди причудливых сплетений стилей и направлений, уходящих к равнодушному горизонту. Эта ситуация готовилась исподволь, вызрела в гордыне человека, все дальше и дальше уходившего от Живой природы. До этого художник был всегда в авангарде, он провоцировал развитие общества своей свободой, стремлением к Идеалу и неизвестным возможностям.

Сегодня впервые творец создает себя в реализованном мире игры и искусственности. Где-то в глубине человек осознает и свою ответственность, и вину, что реальностью стало общество клонов и фанатиков, что стремление к свободе выродилось в усталость и безответственность. Сегодня творцами Сюрреализма и Абсурда стали политики, а ценителями Прекрасного и законодателями Моды — торговцы. Что же сказать молодому художнику, чтобы ободрить его, дать силы к многотрудной судьбе творческого человека? А только то, что всегда было и будет до конца дней человеческих: нет ничего ценнее и прекрасней в человеке, чем стремление к самовыражению через Творчество, через развитие себя в гармонии чувств и мыслей. Чем агрессивнее внутренняя среда, тем большее значение приобретают такие вещи, как человеческая солидарность и сострадание, ценность отдельной человеческой жизни как измерения космичности в человеке, переживание интимного и ирония над человеческой гордыней.

Наступило Великое Настоящее — оно пугает и смешит, но это есть то, что от нас не зависит. Теперь не найдем «Великого кормчего», того, кто потянет нас к очередной «истине». Пришло время быть ответственным перед самим собой. Человечество погрязло в создании образов образов и знаках знаков, в симуляции всего на свете. Поэтому сейчас важней и истиннее процесс, а не результат. Нужно понять и быть восприимчивым ко всему тому, что происходило до нас в мире искусства.

Нужно быть собранным и сильным, чтобы суметь освоить этот громадный опыт, выбрать из него то, что нужно именно тебе. Все уже случилось, теперь в Пустыне истории наше время и наш шанс открывать свои оазисы, проживать свои жизни, не позволяя никому их присваивать или уродовать.

 

прим. 2013г.

По итогам работы фестиваля мы официально выступили с инициативой к городским и областным властям создать в Иркутске сеть муниципальных художественных галерей и государственный центр современного искусства для просветительской, культурно-выставочной работы и поддержки местных художников. Такие обращения мы делали переодически к постоянно меняющимся губернаторам Иркутской области. В ответ приходили письма с возмутительно абсурдным содержанем, которые годятся лишь как экспонаты выставки, показывающие масштабы коррупции в сфере культуры и абсолютную бессмысленность деятельности в этом направлении. Как результат - масштабная травля современных художниклв в 2004-2005гг., суды, лишение мастерской, арест картин, попытка много раз возбудить уголовное дело и т.д., см. на нашем сайте, с того времени лучшие художники уехали из Иркутска навсегда, кто-то спился и умер, кто-то покончил с собой, многие сейчас находятся на грани голода, не имея возможности оплачивать свои мастерские. Сейчас Иркутск стал с нашей точки зрения, городом без будущего, в котором неудобно жить, а культура уничтожена. Это видно невооружённым глазом по состоянию местной тусовки, которая раньше называлась богемой или иркутским бомондом. А в конце 2003г. мы ещё были полны оптимизма, своими силами пытались открывать новые галереи и выставки, многие экспонаты которых потом оказались на свалках, т.к. их элементарно негде хранить и выставлять, погибли в технических и природных катаклизмах.

Фотографии в альбоме «выставка-галерея в ББЦ» Андрея Жилина на Яндекс.Фотках

 

 

 

 

В начало

Галерея  
   
   
 
   
.

 
  ARTGOOD