Арт-проект «Шелковый путь»
В апреле 1998 года в залах иркутского ТЮЗа им. А.Вампилова проведена первая выставка группы художников «НООСФЕРА». На выставке были представлены 30 живописных произведений художников Александра Иванова, Андрея и Татьяны Жилиных, а также созданный в домашних условиях первый буклет объединения. На вернисаже выставки художники выступили с программным манифестом «Ноосферы».
Мнение искусствоведа:
Татьяна Ларева, член Международной Ассоциации искусствоведов и художественных критиков, кандидат исторических наук, г. Иркутск
В их работах, экспрессивных и энергичных, нет ни агрессии, ни надлома, ни внутреннего разлада, столь свойственных искусству «Нью-эйдж». Подкупает щедрость, с которой произведения излучают чистую энергию. Здесь вся проза жизни с насущными проблемами исчезает, вытесняется.
|
|
|
|
Андрей Жилин
Шёлковый путь
х.м., 80х100 |
|
Художники дружат и работают вместе еще со студенчества, а вот осознание себя как группы появилось совсем недавно. Органично, как бы само собой возникло и название— «НООСФЕРА».
Молодых живописцев объединяет именно сочетание индивидуального с глубоким переживанием обобщенного образа, обусловленное особым медитативным отношением к действительности, в гармоничном и радостном растворении в едином. Их взгляды и творческие методы взаимодополнительны, а постоянное общение как бы генерирует некую целостность.
Не случайно эпиграфом выставки стало полотно Андрея Жилина «Шелковый путь». Во многих его работах собственные переживания — лишь проекция более универсальных состояний, а сама пластическая организация многослойна и неоднозначна. Спонтанные, на первый взгляд, цветовые пятна «пульсируют» на поверхности холста, изменчивые и подвижные, как эмоции и ощущения, а за ними и сквозь них проступает таинственное свечение. Именно свет оказывается субстанцией, выражающей внутреннюю духовность всего сущего.
|
|
|
|
Андрей Жилин
Бросившие вызов смерти
х.м., 100х80 |
|
В его картине «Бросившие вызов смерти» как бы происходит трансформация в иные миры, «развоплощение» духа через физическую смерть, воссоздание иной, труднопостижимой реальности, магия общения с миром параллельным, так называемым «миром тонким». Художник стремится пробиться к собственной сути, а через нее — к абсолюту. «Ночь моего города» — город сновидений, в них столкновение «здешнего» (наблюдаемого) и сопредельного (невидимого), заполнение реальности мерцающими мирами.
Во многих картинах наблюдается способность художников к обратному движению от литературных, философских или религиозных впечатлений, от медитативных, витающих понятий — к «ускользающей» реальности, которая за всем этим стоит. Произведения Карлоса Кастанеды, мексиканская мифология, изучение анимистического, шаманского мировосприятия, психоанализ, непосредственное углубленное изучение сибирского пейзажа — вот путь их творческого следования.
В работах Александра Иванова «Таинственная Силькари», «Кутх», «Над тихим омутом», «Скифский мотив» происходит материализация его мыслительной, духовной и эмоциональной энергии. Стихия как бы заряжает пространство его картин своей динамической силой. Форма трансформируется, превращаясь уже в некую символическую знаковую систему. В каскаде отдельных плоскостей ощущение не разрушается, а собирается. Из «обломков мира»,преодолевая сопротивление предпринимается попытка создать новую, единственно возможную сегодня Гармонию.
В картинах Татьяны Жилиной «Шаманский мыс», «Сон», «Вавилон», «Нагваль» при всей технической изобретательности главное — это свет и пространство: свет в его сверхобыденном значении, когда он выступает не на фоне тени, а в прямом столкновении с чернотой мрака, глубокой тьмы. Осколки огня продолжают гореть в ночи. Профили, силуэты… Интенсивное слияние с запредельным.
«Я не думаю, что я рисую…оно как-то интуитивно, само собой получается», — признается Татьяна. «Это далеко не просто, порой страшно мучительно, по многу раз переделывая, снимая все мастихином, с чувством совершенного отчаяния я отворачиваю холст к стене и надолго оставляю его. Спустя какое-то время, вернувшись к нему, я с удивлением вижу, что, оказывается, картина совсем готова, остается «одеть» ее в раму».
Действительно, если картина написана, она живет своей самостоятельной жизнью, она ждет своего часа, она ищет путь к своему зрителю.
Безусловно, выставка «Шелковый путь» не может ожидать однозначного суждения. Она требует особого состояния души и ума, а для тех, кто способен разбудить свое воображение, обратиться к своей внутренней сути, — откроется удивительный смысл представленных работ.
Мнение психолога:
Марина Иванова, психолог, г. Иркутск
|
|
|
|
Андрей Жилин
Ночь моего города
х.м., 80х100 |
|
Многие исследователи творческого процесса отмечают тот факт, что художник во все времена выступал «орудием и представителем духа» своего времени. Будучи сформированным своей эпохой, он, в свою очередь, формирует ее характер (В. Кандинский, Ж. Базен, А. Яффе).
Творчество художников, входящих в группу «Ноосфера» отражает дух современности с его переменчивыми идеалами и вечными ценностями, общественными катаклизмами и активно-созерцательным вниманием к внутренней сути явлений.
Авторы представили работы, различные по характеру — от более или менее реалистических до так называемых «нонфигуративных». Однако, стоя перед этими полотнами, несмотря на степень приятия той или иной живописной манеры, трудно остаться равнодушным.
|
|
|
|
Татьяна Жилина
Шаманский мыс
х.м., 100х80 |
|
Интерес вызывает тематика представленных работ, затрагивающая глубоко символические внутренние пласты осознания реальности. Этот интерес больше, чем простое любопытство зрителя. Произведения довольно трудны для восприятия, воспитанного на «классическом» или «сенсорном» искусстве. Необходимо многоплановое сопоставление зрительного образа и его «эмоционального наполнения». Гармония всех составляющих художественного образа повествует о некоем космосе, созданном Художником. Внутреннее видение человека, видение духовной основы жизни и мира создает особое очарование, аппелирующее к чувствам зрителя и сопереживанию.
Нашему времени свойственен конфликт между знанием и верой, природой и разумом, выражающийся и в разъединении духовной и материальной сфер жизни. О необходимости его преодоления свидетельствует огромный интерес к искусству «new wave».
Члены группы условно называют свою живопись медитативной. Действительно, особое состояние сознания в процессе творчества, ориентированное на проникновение в «первопричину», сущность вещей, будучи воплощено на холсте, вызывает особое ощущение сопричастности. Зритель становится «со-участником» акта творчества, «со-путешественником» по внутренним мирам.
Символично название — «Ноосфера»: единое духовно-информационное поле Земли создается Сегодня. Нами.