СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ИНТЕРНЕТЕ

 

ВИДЕО

 

КАРТА САЙТА

 

коллекция картин

«Золотой Байкал»

 

коллекция картин "Иркутск"

 

арт-галерея "Радуга"

 

современная живопись

 

картины известных иркутских художников - продажа, поставка под заказ

 

художники Иркутск

 

купить картину быстро и легко

 

продажа картин

 

аукцион

 

мастерская художника "Ноосфера"

 

картины для подарков и украшения любых интерьеров

 

галерея современной художественной фотографии

 

галерея современной байкальской живописи из коллекции "Арт-Иркутск"

 

портрет по фото на заказ

 
ПРОЕКТЫ / 2004

Cписок проектов / 1998 / 1999 / 2000 / 2001 / 2002 / 2003 / 2004 / 2005 / 2006 / 2007 / 2008 /


 

 

Международный фестиваль современного искусства для молодежи
«Арт-Иркутск 2004»

     
     

На фестивале представлены основные направления современного искусства: перформанс, хепенинг, концептуальный танец, живопись, фотография, альтернативная мода, инсталляции, энвайронмент, арт-объекты. Свои работы показали 56 художников из Иркутска, Москвы, США, Китая, Испании. В программе фестиваля были заявлены презентации молодежных театров «Штрих», «Бусинки»; шоу-дефиле коллекции альтернативной моды «Седьмой элемент»; перформансы «Мадам Барбекью» и «Вкус экзотических фруктов»; мастер-класс для молодых ювелиров «Дух внутри». По итогам работы фестиваля оргкомитетом «Арт-Иркутск 2004» определены победители в номинациях «Альтернативная мода», «Лучший арт-объект», «Художественная пластика», «Лучший перформанс».


О проекте:                                                                                   

Галина Тюрнева, газета «Труд-Байкал»

Байкальская служба новостей

Екатерина Шултэ «Вести-Иркутск» / 1 / 2 /

Лариса Баранова АС Байкал ТВ

Елена Орлова для "Бизнес мост"

Андрей Жилин для газеты «Культура»

Любовь Сухаревская журналист


 

Галина Тюрнева,
газета «Труд-Байкал»

Удивительно, но факт — отношения людских масс с авангардным искусством и авангардного искусства с людскими массами всегда имели характер несколько напряженный. Видимо, со временем отрезанного уха Ван Гога и эксцентричных выходок не всегда любимой Йоко Оно люди очень аккуратны в восприятии подобного рода творчества. При произнесении угловатого слова «авангард» в глубине души начинает шевелиться неоформленное предчувствие деструктивных акций, муссирования измененных состояний психики и всепоглощающего нигилизма. Но «Ноосфера» сумела сломать и этот стереотип — стереотип нестереотипного творчества, организовав в Иркутске безумную по своей позитивности и честности выставку. Даже не столько выставку, сколько запоминающийся перформанс, удивительно уместный в неожиданно теплом иркутском ноябре.

Сам музей совершенно видоизменился — кажется мне, что виной тому не красочное оформление и огромное количество посетителей, просто атмосферу чистой открытой жизнерадостности, казалось, можно потрогать руками. Атмосферу эту не смогло испортить даже затянувшееся приветственно — официальное слово. Куда же без этого? Если считать непосредственно шоу — картиной, то многочисленные слова приветствия — рамкой, причем грубо и небрежно сколоченной. Погнутые ржавые гвозди и необработанное дерево словесной рамки — неприкрытая спонсорская реклама, организатор выставки, читающий по бумажке безумно патетический текст, даже экзотическая американка Дороти Нунец, которую откровенно подводила молоденькая переводчица (такое ощущение, что наличие хотя бы одного американца — уже показатель успешности какого бы то ни было проекта в нашем городе!). Зато картина — представление — мгновенно подняла настроение и на минутку выключила из реальности всего происходящего. От перформанса, повторюсь, зал переполнялся позитивом. «Вкус экзотических фруктов» Александры Кондратьевой заставил на секундочку забыть о слякотном вечере, шоу-дефиле «Седьмой элемент» Ирины Жилиной — об однообразии тяжелых серых пальто и дубленок, и того же цвета лицах их владельцев. И, конечно, нельзя не упомянуть о блистательной Мадам Барбекью! Несколько гиперболизированный по задумке своей образ настолько органично воплощен в реальность, что убедить себя в том, что сигара, аккордеон и шампанское — это trade mark и сценические атрибуты, а саму Мадам в миру величают просто Ольгой Пермяковой, я, например, не могу до сих пор.

Представление вышло более чем удачным, причина этого, как кажется, вовсе не долгий и упорный труд, постоянные репетиции и хорошее финансирование, как скажут потом по одному из телеканалов. Причина этого — предельная честность, умение — и желание! — открыть себя публике, некоторое бесстрашие и наивность, и умение оставаться самим собой, без грамма смущения, без толики зависимости от общественных суждений и мнений. Не это ли сейчас стоит называть нонконформизмом? А честность и позитив — его необходимые условия.

 

В начало


 

Байкальская служба новостей

Открылся Международный фестиваль современного искусства «Арт-Иркутск 2004».

Международный фестиваль современного искусства «Арт-Иркутск 2004» проходит в городском выставочном центре им. В. Рогаля. Смело и провокационно выглядит экспозиция работ творческого объединения «Ноосфера», на фоне которой 18 ноября прошло его открытие. На выставке представлены картины более 50 современных художников из Иркутска, а также Испании и Китая. Гостями фестиваля стали директор Художественного музея города Юджин, США, Дина Браун и старейшина племени апачей Дороти Нунец. 25 ноября хранительница традиций коренных народов Северной Америки проведет в выставочном центре мастер-класс для молодых ювелиров «Дух внутри». Участники фестиваля считают, что любой «предмет может стать произведением искусства при наличии творческого подхода». И тогда кукла Барби, одетая в лохмотья, с окровавленным лицом становится инсталляцией «Жертва маньяка». Обычная мясорубка — моделью фотоколлажа. Миниатюрный замочек в центре коричневого полотна закрывает «Дверь в потусторонние миры». Все это должно стать стимулом для восприятия различных подходов в современном искусстве и подчеркнуть его многосторонность, — считает председатель оргкомитета «Арт-Иркутска» Андрей Жилин. Наш фестиваль не поле для идеологических битв, а эксперимент. На открытии зрители смогли оценить произведения, как художников прикладного жанра, так и пластического искусства. «Лысая певица», «Мадам Барбекю», «Вкус экзотических фруктов» и «Рождение художника третьего тысячелетия» — так назывались хореографические шоу, представленные театром визуальных искусств Ирины Щербак и театром концептуального танца «Штрих» Елены Беляевой. Содержание танцев соответствовало названиям, эпатируя зрителей своей яркостью и необычностью. По словам организаторов, подобные представления планируется устраивать ежедневно во время фестиваля. «Арт-Иркутск», который продлится две недели.

В начало


Екатерина Шултэ
«Вести-Иркутск»

Художники «Ноосферы» представили публике необычные картины и перформансы

Работы, которые выходят за рамки привычного видения искусства. Сегодня в областном центре открылся фестиваль современного искусства «Арт-Иркутск-2004». Молодые художники как всегда эпатировали публику необычными картинами, фотографиями и перформансами. Современное искусство должно эпатировать публику, чтобы привлечь внимание, считают организаторы фестиваля «Арт-Иркутск». Им это удалось. В день открытия зрители могли увидеть не только необычные картины, фотографии и инсталляции молодых художников из творческого объединения «Ноосфера», но и перформансы. Яркую «Мадам Барбекью» Ольги Пермяковой, которая угощала всех шампанским и играла на аккордеоне, «Вкус экзотических фруктов» Александры Кондратьевой. И «Рождение художника третьего тысячелетия», которым оказался годовалый малыш. «Есть, конечно, искусство совершенно другое. Современное искусство понимается и воспринимается разными людьми по-разному. Но то, что делает «Ноосфера», можно и понять, и пустить в свою жизнь», — говорит художник Александра Кондратьева.

Перформанс Ирины Жилиной «Лысая певица» — по мотивам фильма «Пятый элемент». Помимо перформанса она показала шоу-дефиле «Седьмой элемент» — коллекцию одежды. А еще картины — «Из Иркутска с любовью» и «Портрет доктора Зорга». Здесь главное — образ, говорит автор. А понимать его должен каждый по-своему: «Портрет доктора Зорга — этот образ мне пришел в тот момент, когда у меня была грязная челка. И я думаю, что у любой девушки внешность всегда меняется, и не всегда она красивая. Просто этот момент был пойман». В течение двух недель фестиваля современного искусства пройдет презентация театра концептуального танца «Штрих» и театра визуальных искусств Ирины Щербак. Они обещают: будет на что посмотреть.

В начало


 

Лариса Баранова
АС Байкал ТВ

Выставка работ любителей современного творчества открылась сегодня в Иркутске. Самовыражение с помощью доступных, недорогих материалов и методов. Сами устроители называют это искусством XXI века. Людей, пришедших в дом-музей Рогаля, было немало. Арт-фестиваль начался с выступления художников. Среди них, в основном, студенты иркутских вузов и члены творческого объединения «Ноосфера». Это только, кажется, что актеры на сцену выползают. На самом деле потусторонние силы спускаются с неба к людям. Смысл танца смогли объяснить только организаторы. Они уточняют: неважно, темные это силы или светлые. Главное, что неземные, как вдохновение. Выступление называется «Седьмой элемент», по аналогии с известным фильмом, где элементов было пять. Образ певицы-инопланетянки тоже заимствован из картины. А вот ребенок — авторская задумка. Ему отведена роль спасителя. «Этот ребенок как символ того, что дети спасут мир. И ребенок — творчество. Творчество тоже спасет мир. И смысл такой: творчество спасет мир», — говорит Елена Беляева, руководитель танцевальной студии «Штрих». На творчество, которое должно спасти мир, современных художников вдохновили самые неожиданные вещи. Лист железа на черном фоне — уже произведение. Кукла Барби с раскрашенным лицом. Работа называется «Жертва Маньяка». А Ирину Жилину вдохновила обыкновенная мясорубка. «Ее формы мне представились совсем в другом виде. Не те что, что применяются в обычных бытовых сферах», — поясняет автор.

 

В начало


 

Названы победители фестиваля «Арт-Иркутск 2004»

Завершил работу фестиваль современного искусства «Арт — Иркутск 2004». На церемонии закрытия 3 декабря памятными дипломами были награждены участники фестиваля, определены победители в 4-х номинациях:

В номинации «Лучший перформанс» победил театр визуального искусства Ирины Щербак.

Диплом за «Лучшую художественную пластику» получил театр концептуального танца «Штрих».

В номинации «Альтернативная мода» главный приз вручен художнику Ирине Жилиной.

Лучшим арт-объектом фестиваля стала пластическая композиция Александры Кондратьевой «Вкус экзотических фруктов».

Фестиваль был организован творческим объединением художников «Ноосфера» при поддержке администрации г. Иркутска. Первоначально предполагалось, что лучшие работы будут отправлены на выставку в Москву. Однако из-за нехватки средств, этот заключительный этап фестиваля реализовать не удалось. Как сказал председатель оргкомитета фестиваля, президент творческого объединения художников «Ноосфера» Андрей Жилин, в этом году фестиваль впервые получил статус международного. В нем приняли участие художники из Китая и США. На экспозиции были представлены произведения, выполненные по современным технологиям с использованием новых материалов. По словам Жилина, подобные экспозиции можно увидеть в лучших галереях Москвы и мира. «Выставка состоялась вопреки колоссальному прессингу со стороны врагов и недоброжелателей современного искусства» — отметил организатор.

 

В начало


 

Екатерина Шултэ
«Вести-Иркутск»

В Иркутске завершился фестиваль современного искусства «Арт-Иркутск 2004»

Две недели выставок и презентаций. В областном центре завершился фестиваль современного искусства «Арт-Иркутск-2004».

Фестиваль современного искусства удался, считают организаторы. И опять новые имена — молодых художников, фотографов, дизайнеров и режиссеров. Они называют свое творчество искусством третьего тысячелетия. Эти работы выходят за рамки привычного видения творчества. На закрытии фестиваля определили четырех лауреатов — в номинациях «Перформанс», «Альтернативная мода», «Арт-объект» и «Художественная пластика».

— За это время было много открытий. Ребята очень старались. И они, я считаю, внесли свой вклад в формирование художественной культуры Иркутска, — сказал организатор фестиваля Андрей Жилин.

Во время фестиваля прошли презентации двух театров — визуальных искусств Ирины Щербак и концептуального танца «Штрих». Руководители говорят: все рождается по ходу действия. Творить надо ради исследований.

— Это не шоу, а скорее программа. Это не красочное шоу, мы не ставим задачи шокировать публику. Это просто те наметки, на которые мало обращают внимания в современной культуре, — говорит руководитель театра концептуального танца «Штрих» Елена Беляева.

Организаторы надеются, что на этом фестиваль не закончится. Они уже обратились к мэру Иркутска и депутатам. Хотят провести культурные акции в июне — ко Дню города и Дню молодежи.

В начало


 

Елена Орлова

Искусство за рамками привычного

Подлинное творчество изначально свободно. Ему тесно в сложившихся условностях окружающего мира, поскольку основная его задача — раздвинуть границы привычного восприятия. Творец или художник — тот, кто аккумулирует в себе энергию существующей действительности, пропускает ее через себя и отражает все то невысказанное, что витает в воздухе. Поэтому он всегда чуть-чуть впереди своего времени. Сотканное из причудливых образов полотно, будь то творение литератора, художника, хореографа, скульптора или архитектора, — попытка отразить себя, свое время и угадать в нем черты грядущего. Это своеобразный осколок зеркала, смотреться в который не всегда уютно, особенно если ты видишь в нем свое собственное лицо.

Арт-эксперимент

Смело и провокационно выглядело открытие Международного фестиваля современного искусства для молодежи «Арт-Иркутск 2004», которое состоялось 18 ноября в городском выставочном центре им. В.С. Рогаля. В экспозиции было представлено более 100 работ 60 современных художников творческого объединения «Ноосфера» из Иркутска, Москвы, Испании, Китая и США. Пресса сразу же окрестила творения художников «работами, которые выходят за рамки привычного видения искусства». На фестивале, действительно, было чему удивиться: необычные «непредметные» полотна, содержание которых трудно описать, ассоциативная живопись, шокирующие инсталляции… Например, произведение Михаила Чикунова «Барби — жертва маньяка». Кукла с окровавленным лицом, одетая в лохмотья, не признак психического нездоровья автора, а всего лишь протест против американской массовой культуры, пропагандирующей насилие и жестокость. Цифровая фотография, объектами которой стали непривычные явления и предметы. Например, на одной из них моделью для коллажа послужила обычная мясорубка.

Зрители увидели яркие перформансы художников пластического жанра, представленные театром визуальных искусств Ирины Щербак и театром концептуального танца «Штрих» Елены Беляевой; изысканную «Мадам Барбекью» Ольги Пермяковой, которая угощала шампанским и играла на аккордеоне; смогли почувствовать «Вкус экзотических фруктов», преподнесенных Александрой Кондратьевой; и присутствовали в момент «Рождения художника третьего тысячелетия».

Гостями фестиваля стали директор Художественного музея города — побратима Иркутска Юджин (США) Дина Браун и потомок индейских племен апачей и шумашей Дороти Нунец. Хранительница традиций народов Северной Америки Д. Нунец провела мастер — класс для молодых ювелиров г. Иркутска «Дух внутри».

Искусство на грани дизайна, архитектуры и живописи — «все это должно стать стимулом для восприятия различных подходов в современном искусстве и подчеркнуть его многосторонность» — считает президент творческого объединения «Ноосфера» художник Андрей Жилин.

— Фестиваль не поле для идеологических битв между художниками, а, скорее, эксперимент. Мы считаем, что энергия может возникать в момент живого контакта с хорошим искусством и творческими личностями. А различия могут стать стимулом к взаимопониманию.

Фестиваль «Арт-Иркутск 2004» длился две недели. За это время в стенах выставочного центра прошли презентации, арт — представления, мастер — классы. Яркий калейдоскоп работ, представленных на фестивале, как ни странно, складывался в лаконичную картину, ведь у художников, представленных на нем, сеть общая идея.

«Искусство должно быть разным»

Международный фестиваль «Арт-Иркутск 2004» завершился, яркие события двух недель пролетели как один миг, но не оставили равнодушными жителей Иркутска. Кажется, и участники остались довольны его результатами. «Фестиваль удался», — считает президент творческого объединения «Ноосфера» Андрей Жилин.

— Впервые статус фестиваля поднялся до международного уровня. Его визитной карточкой стала инновация. Многие художники применили в своих работах новые культурные технологии. Нас ожидало огромное количество открытий. Например, молодой художник Юрий Гимов представил работы в модном стиле хай-тэк, Ирина Жилина создала коллекцию альтернативной моды, в которой был применен принцип недошитости и использовано необычное сочетание тканей. Нужно отметить, что раньше мы больше экспериментировали в области «бедного» искусства, создавали свои произведения из того, что валяется под ногами. Не было средств и спонсоров, но на этой выставке мы смогли использовать новые технологии. Впервые с нами выступил молодой художник — философ Виталий Зиновьев, который даже написал манифест иркутского актуального искусства. Вообще, все участники проявили себя достойно, ведь мы готовились к фестивалю целый год.

— Андрей, что вы вкладываете в понятие современного искусства?

— Это то, что является актуальным на сегодняшний день. Современные художники чаще всего используют метод синтеза. Ключевое слово нашего времени — инновация — технический прорыв, который обязательно нужно применять во всех сферах нашей жизни. Общество должно быть очень быстро и эффективно модернизировано. Культура и сфера искусства не исключение, только тогда наша страна будет актуальна в контексте мирового развития. Нужно перестраивать свое сознание, поднимать уровень осознания. Ведь зачастую традиция, которая выдается за истинно русскую, на самом деле является псевдотрадицией — ее упрощенной подделкой, которая вызывает у молодых людей отвращение к национальной культуре. Признанный официоз перекрывает воздух всему новаторскому. Современное искусство вообще очень сложно, как сама наша жизнь, поэтому оно отражает ее. Кроме того, любое искусство должно вызывать эмоции, а наша задача их усилить, достучаться до сердца человека, чтобы он открыл его потоку информации.

— Что бы вам хотелось сделать в будущем?

— Планов у нас много, но, к сожалению, нет средств. Наша мечта — создать в Иркутске Центр Современного Искусства, в котором можно было бы собрать произведения актуального творчества и предоставить площадку молодым художникам. Мы считаем, что Центр мог бы повысить престиж нашего города и послужить дополнительным фактором привлечения туристов. Вся надежда на меценатов и государственную поддержку — без нее развитие невозможно. Искусство должно быть разным. Его сила именно в том, что оно представляет собой широкий спектр явлений.

В начало


 

Андрей Жилин
Председатель оргкомитета фестиваля «Арт-Иркутск 2004» специально
для газеты «Культура»

Итоги «Арт-Иркутск 2004»: Тайна черного квадрата раскрыта!

За годы своего существования художники «Ноосферы» сделали немало. Первое достижение-открытие двух постоянно действующих выставочных залов в г. Иркутске. Второе-проведение ежегодных фестивалей «Арт-Иркутск».

C 18 ноября по 5 декабря 2004 г. в выставочном центре им. В.С. Рогаля прошел международный фестиваль современного искусства для молодежи «Арт-Иркутск 2004», который творческое объединение «Ноосфера» при поддержки городской администрации организовали на самом высоком уровне.

Достаточно уже сказать о том, что в Иркутск на церемонию открытия прибыли директор Художественного музея города-побратима Юджин (США) Дина Браун и современный американский шаман Дороти Нунец, а сама выставка стала интереснейшей из всех, что когда-либо проходили в Иркутске.

В своих речах они единодушно выразили одобрение по поводу профессиональной подачи экспонатов. Во многом «Арт-Иркутск 2004» был своего рода «пробным шаром»: впервые его статус был поднят до международного уровня: событием показа стало присутствие иностранных художников. По сравнению с прошлыми проектами нынешняя выставка получилась более масштабной и специализированной.

Посетители удивлялись, для чего при входе вежливые девушки раздавали мультипаспорта? Да просто организаторы выставки проводили нечто вроде маркетингового исследования, наблюдая, в каком из посетителей выставки проявится потенциальный зритель современного искусства, и у каких работ они проведут больше времени.

Эта выставка ценна тем что, только здесь, не выезжая из Иркутска, можно увидеть произведения современной мировой художественной культуры. Словом, «Арт-Иркутск 2004»— это своего рода дефиле, где каждый может оценить, что сейчас в моде. А в моде — современное искусство.

Тема этого фестиваля — тайна черного Квадрата на первый взгляд может показаться легкой. Однако те, кто хоть раз пытался разгадать эту тайну, наверняка возразят. За кажущейся простотой скрывается весьма сложные отношения художников с Квадратом. Кто сказал, что «Квадрат» Малевича черный? Эту неписанную истину уже опровергли художники фестиваля, предложив свою версию цвета.

Тут важно знать меру: не переборщить с цветом, чтобы работа не превратилась в расписную матрешку, и одновременно не поскупиться на краски, чтобы у зрителя не возникло ощущение, что при разгадке тайны использована только черная краска. С классическим черным цветом не согласилась молодая испанская художница Каролина Санчес, предложившая сделать его полосатым, да еще и с цветными замочками. И действительно, новаторство подобной идеи сложно недооценить.

Иркутские художники оказались сторонниками радикальных изменений Квадрата, они почувствовали потребность раскрасить Квадрат, расчленить на мелкие кусочки и в конечном итоге смодулировать его новое видение. Сегодня Квадрат для современного художника-это «микросхема» из футуристической фантазии, находка для человека, который рассматривает себя как часть единого духовно-информационного поля Земли.

На экспозиции привлекает акцентирование цвета, его мощное доминирование. Так авторы могут показать свое отношение к окружающей действительности, выразить свои чувства через черный квадрат. Экспозиция выставки состоит из произведений художников европейского уровня и по своему дизайнерскому решению приближена к мировым аналогам.

Кроме того, на выставке представлены произведения соответствующего класса и стиля. Экспонируемые работы были предоставленные молодыми художниками из разных стран мира. Чувство новизны и оригинальности зрителям гарантированны.

Фотографии в альбоме «Арт-Иркутск-2004» Андрея Жилина на Яндекс.Фотках

 

В начало


 

Любовь Сухаревская
журналист

Один день из жизни «Ноосферы»

Здесь все по — другому. Так можно сказать о работах, которые вы здесь увидите, особенно если ваш глаз воспитан — я уж не говорю на реалистическом искусстве, но хотя бы и на импрессионистах или модернистах. Свитая из прутьев конструкция; рама «из экзотических фруктов», то бишь апельсинов (Александра Кондратьева); колесики часового механизма или — рядом — внутренности не то первобытного «Пентиума», не то радиолы, оформленные, осмысленные — и поданные необычным способом; прихотливые фрагменты металлической трубы (Вера Кондратьева); пластмассовые жуки… Инсталляция, пространственные построения, дизайн и, конечно, живопись, графика, фотография. Итак, на выставке царит дух эксперимента и новаторства. Молодые авторы ищут новые способы и формы самовыражения, новые формы мышления и соотношение своего внутреннего «Я» с внешним миром. Выставка молодых художников — это вызов и провокация, это дерзость и опрокидывание общепринятого. Они тем и интересны, что могут увидеть смысл в том, мимо чего другой, нехудожник, пройдет не задумываясь.

Антон Климов замирает, завороженный пузырьками пены в кофейной чашке, и пытается заворожить и нас. Может быть, он дает нам понять, что субстанция также эстетична, безупречна, как профиль Нефертити, который присутствует рядом, в одной композиции (работа называется «Ордена Климова» в проекте «Сделать невидимое видимым»)? Чувство цвета здесь действительно безупречно. Андрей Жилин останавливает нас жестко, как толчком ладони в грудь, работой «След цивилизации». След этот — пересохшая омертвелая земля, трещины на ней — как окончательный приговор, как необратимость. Надежда если и остается, то только как риторический вопрос, сформулированный Высоцким: «Кто сказал, что земля умерла? Нет, она почернела от горя». Однако Высоцкий звучит в этом контексте как неисправимый оптимист. У Жилина оптимизму места нет. Решетка перед глазами смотрящего только усиливает ощущение непоправимости случившегося. Некоторым образом перекликается с ним Татьяна Жилина — ее триптих «Сад самих себя» наводит на те же догадки: это еще не колыбель цивилизации, а лишь зарождение жизни на клеточном уровне. «Самих себя» автор видит как семя, которое еще только должно когда — нибудь прорасти и пройти долгий и сложный путь эволюции. Но какие катаклизмы опрокинули жизнь назад, к истокам? Какой огонь спалил то, что уже было? Но не все так грустно в нашем королевстве. У Ирины Жилиной мы видим выполненный в смешанной технике «Автопортрет»: посреди беспечных, легких облаков голубого «пятого океана» парит вполне натурально милая физиономия автора (фотоизображение), на которую нахлобучена тоже натуральная вязаная шапочка и защитные очки. Ну летчица да и только! Вадим Клейменов демонстрирует нам приемы компьютерной графики — его «Секретные материалы» очень декоративны и очень красивы. Юрий Гимов являет образец технического совершенства в инсталляции «Часовая механика». Красота латунных шестеренок завораживает, а ведь это аллегория такой непостижимой категории, как время…

Пока мы общались с экспонатами выставки и друг с другом, в зал на втором этаже быстренько собрались парни и девушки — зрители, и вскоре на площадке появились танцоры в черных летящих одеждах. Началось другое действо — выступление театра концептуального танца «Штрих». Исполнители его до танца как такового добрались не сразу — сперва они вползали, вкатывались, несли друг друга на плечах — вечное движение, но в каких немыслимых формах! Потом был собственно танец и авангардный балет, — а может, проще — эстрадный танец, тоже, конечно, экспериментальный — навел на мысль о начале века. Конечно же, прошлого, двадцатого. Когда неистовая Айседора прививала русским девочкам — балеринам свое понимание и ощущение танца, когда на сцене творили свою хореографическую революцию Дягилев и Нижинский. Так и многие увиденные сегодня у художников «Ноосферы» «картинки с выставки» отправили меня мысленно путешествовать во времени и пространстве, ища прямые аналогии в том же начале двадцатого века, когда в изобразительном искусстве зародился и расцвел русский авангард, когда уже в первые два-три десятилетия были лучисты и кубисты, супрематисты и кубо — футуристы, конструктивисты, дивизионисты и прочие модернистские направления, которые сегодня ассоциируются с именами Василия Кандинского и Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой и Марка Шагала, Казимира Малевича и Владимира Татлина. Может быть, все дело в том, что, так блестяще начинавшие, эти художники — новаторы были вытеснены из России советской, непонятные и — непринятые? А в страну победивших большевиков пришло новое понимание задач искусства, которое должно было служить революции, быть идеологическим рупором партии, и на долгие годы, на десятилетия, формальные и вообще всякие поиски были прекращены, получив клеймо буржуазного «искусства для искусства». Но вот времена сменились, и границы творческих притязаний рухнули. Это стало ясно, конечно, не сегодня, но сегодня — особенно. И теперь молодые художники «Ноосферы» показывают нам свою жадность ко всему, что будоражит воображение, что взрывает привычные устои. Думается, и зритель в Иркутске учится воспринимать это новое и непривычное с такой же степенью самоотдачи, что и сами творцы этого непривычного. И это очень важно: вне этого взаимопонимания альтернативное искусство будет вторично лишено смысла.

 

В начало

 

Галерея  
   
   
 
   
.

 
  ARTGOOD