Международный фестиваль современного
искусства для молодежи
«АРТ-Иркутск 2005 — Альтернатива»
Пресс-релиз
Визуальная и пластическая культура Иркутска предлагает компромисс: посещение выставки фестиваля «АРТИРКУТСК-2005-АЛЬТЕРНАТИВА» — идеальный вариант досуга в нашем городе. Организаторы фестиваля делают акцент на роль воздействия современного искусства на человека и общество. В рамках выставки будет организован раздел «Окно в Европу», участниками которого станут иностранные художники из Сербии, Армении, Франции, Украины, Монголии, Германии, а также США. На выставке будут экспонироваться живопись, графика, скульптура, цифровая фотография, инсталляции, перформансы «Тибет» молодежного театра-студии «Businki», перформанс -дефиле авторской школы Натальи Исаевой, арт-объекты авторской школы Владислава Несынова. Посетители выставки: художники, коллекционеры, дизайнеры, фотографы, представители государственных музейных структур, частные покупатели, искусствоведы и любители современного искусства. На выставке будут представлены художники, чьи работы находятся в музеях и крупнейших собраниях России и зарубежья. Организатор выставки — Союз молодых художников и творческое объединение «НООСФЕРА» — это динамично развивающаяся выставочная компания, имеющая многолетний опыт организации выставок современного искусства. Эта компания обладает слаженной командой профессионалов, которые постоянно задействованы в ежегодном выставочном процессе. Каждая выставка НООСФЕРЫ — это масштабный выставочный проект, отражающий развитие современного искусства в Байкальском регионе.
Поддержка
Выставка проходит при поддержке Отдела по делам молодежи администрации г. Иркутска, банка «СОЮЗ», галереи «Сибарт».
Программа Арт-фестиваля
23 июня / 16.00: Официальное открытие фестиваля (К.Маркса 23, филиал Иркутского Областного Художественного музея им. В.П. Сукачева) в программе: перформансы «Тибет» молодежного театра-студии «Businki», перформанс — дефиле авторской школы Натальи Исаевой, благотворительный аукцион в поддержку развития актуального искусства в Иркутске, официальный мониторинг состояния современного искусства в Иркутске «Актуальное изобразительное искусство в современном обществе».
23 июня / 18.30: Звуковой перформанс Владислава Несынова на современную русскую и финскую музыку в исполнении ансамбля под управлением заслуженного артиста России Владимира Карпенко (Органный зал иркутской филармонии).
24 июня / 11.00: Презентация международной деятельности и творческих программ Сибарта. Проводит директор выставки «10 художников из Восточной Сибири» во Франции, кандидат филологических наук, Александр Фофин.
25 июня / 14.00: Начало художественной акции на о. Юность «Мое акварельное авто во флоре и фауне» 16.30 — автопробег разрисованных авто по г. Иркутску
26 июня / 11.00: Встреча с иркутскими зрителями президента ИГОО «ТОХ «НООСФЕРА» Андрея Жилина.
28 июня / 16.00: Презентация художественного проекта Юрия Маркова «Метареализм».
29 июня / 16.00: Презентация фильма художника Владимира Филиппова (Украина) «Новая игра».
30 июня / 16.00: Итоги недельной работы Арт-фестиваля. Пресс-конференция руководителей НООСФЕРЫ со СМИ.
1 июля / в течение дня: Работа кураторов фестиваля со специалистами.
2 июля / 11.00: Встреча иркутских зрителей с вице-президентом ИГОО «ТОХ «НООСФЕРА» Владиславом Несыновым.
3 июля / 11.00: Презентация творчества художника Владимира Наседкина (Москва) арт-проект «Минимализм».
5 июля / 16.00: Мастер класс по современной цифровой фотографии Ирины Жилиной.
6 июля / 16.00: Презентация проекта московских художников «Тибет».
7 июля / 16.00: Подведение итогов проведения Арт-фестиваля и результатов мониторинга «Актуальное изобразительное искусство в современном обществе».
8 июля / 16.00: Встреча молодых и начинающих художников с руководителями НООСФЕРЫ.
9 июля / 11.00: Презентация видеоряда о работе НООСФЕРЫ.
10 июля / 11.00: Закрытие Арт-фестиваля.
О проекте:
Открылась выставка в рамках международного фестиваля Арт-Иркутск 2005
Байкальская служба новостей
Инсталляции из черепов, пепел от сожженных холстов и пустые бутылки из-под минеральной воды — экспонаты выставки. Ее участники считают, что картины могут умирать, как люди, а все материальное для творчества есть зло. Все работы на выставке объединяет наличие философского подтекста и абсолютная непригодность для каких-либо интерьеров. У каждого выставочного зала своя концепция. Красный зал — символизирует губительное для художника преобладание материального над духовным, денег и званий — над свободой творческого самовыражения. Он оформлен по мотивам противодействия «Ноосферы» и Союза художников. В качестве экспонатов выступают холсты, сожженные в результате акции протеста против выселения творческой группы из мастерской. А также бутылки из-под минералки, оставшиеся после голодовки художников. Владислав Несынов, вице-президент творческого объединения художников «НООСФЕРА»: «Красный цвет — цвет крови, материальности, земли. Зал посвящен материальной жизни. Там художники живут, страдают. Там у них перипетии, неурядицы». В белых тонах, зато выполнен зал «Окно в Европу», где представлены зарубежные художники. Работы монгольского автора смяты — в знак того, что они тоже живые и, как люди, могут умирать и возрождаться. Французские живописцы представили серию графических рисунков на тему: «Где же находится душа — Найдем ее вместе». Варианты самые разные — уши, рот, нервные окончания. Картины сербской художницы Весны Байкальской. В основе ее творческой концепции использование неоднородной, поврежденной бумаги. Владислав Несынов, вице-президент творческого объединения художников «НООСФЕРА»: «Там люди независимы и свободны. Линия у них легкая. Они максимально точно выражают свою мысль». Центральный зал посвящен русским художникам. Здесь представлены авторы всех возрастов. Рядом с яркими инсталляциями иркутской молодежи вывешены работы маститых художников — красноярского профессора Владимира Бычинского и Ивана Несынова. Последнему, кстати, посвящен проект. Из картин уже умершего автора сделали кабинку, внутри развесили небольшие эскизы. В этом же зале прошли танцевальные перформансы. Андрей Жилин, президент творческого объединения художников «НООСФЕРА»: «У нас фестиваль для молодежи. Она предполагает динамику. Должно что-то меняться. Интерес, накал. И это обязательное условие для работы фестиваля». В фестивале принимают участие около семидесяти художников из девяти стран мира. Работать он будет до 10 июля. В программе — расписывание автомобилей на острове Юность, презентации творческих проектов и мастер-класс по цифровой фотографии.
В Художественном музее открылся фестиваль современного искусства «Арт-Иркутск 2005 — Альтернатива»
Алена Байбородина
журналист, Иркутск
Международный фестиваль современного искусства для молодежи «АртИркутск — 2005 — альтернатива» открылся 23 июня в галерее областного Художественного музея им. В.П. Сукачева. Он будет проходить до 10 июля. В основной экспозиции фестиваля представлены картины, инсталляции, ассамбляжи, фотоколлажи и произведения декоративно-прикладного искусства современных художников из восьми стран мира. Выставку организовало Иркутское творческое объединения «НООСФЕРА». Она посвящена судьбе художника в современном обществе.
— Мы считаем, что политикой XXI века станет искусства, — сказал на открытии фестиваля президент «НООСФЕРЫ» Андрей Жилин. — Именно оно может стать связующим звеном между жителями разных стран, так как художники обладают универсальным языком, понятным представителям всех наций.
Экспозиция фестиваля состоит из трех разделов. Центральный зал посвящен русскому искусству. Здесь представлены произведения нескольких поколений художников. Мемориал памяти «Врата в бесконечность» посвящен творчеству ушедшего из жизни Ивана Несынова. Внутри обклеенной черной бумагой кабинки развешены его наброски. Центральную часть занимает картина «Рыбки», на которой изображена темная фигура с удочкой на светлом фоне. На одной стенке висит белый холст — в этой работе автор отказался от изображения. На другой — последняя картина Ивана Несынова «Здесь птицы больше не поют», изображает опустевшие скворечники.
Рядом с мемориалом разместили фотоколлажи современных московских художников Александра Понамарева, Александра Шабурова, Владимира Наседкина и картину «Нейтронная бомба» Владимира Бычинского из Красноярска. Широко представлено творчество современных иркутских художников, как зрелых, так и начинающих. В выставке приняли участие 14 авторов. Здесь можно увидеть работы Татьяны и Андрея Жилиных, Юрия Маркова, Ксении Корец, Ильи Демина. Один из наиболее интересных объектов — ассамбляж Владислава Несынова «Уши земли». На картине изображено четыре черепа животных, составленных в форме креста. Под ней на кушетке выложены черепа от суслика до коровы.
— На создание этой работы меня вдохновило зрелище не захороненных останков животных, над которыми кружится рой мух, — рассказал Владислав Несынов. — Я подумал, что это не справедливо — взять у них все, а потом даже не суметь достойно захоронить. Я срисовал эти останки и ввел в картину египетское обозначение слуха, как символ того, что земля все слышит и чувствует.
Второй зал выставки посвящен конфликту Творческого объединения «Ноосфера» и регионального отделения Союза художников России. Он выполнен в красном цвете, который, по мнению авторов, символизирует все земное. То есть, тот план, в котором художнику нужно не творить, а выживать. Здесь можно увидеть пепел и раму сожженной во время акции «Памяти репрессированных художников» картины Владислава Несынова. Картину Андрея Жилина «Распятие». Мешки с бутылками из-под воды, которую художники пили во время голодовки-акции против выселения их из мастерских, и портреты четырех голодавших тогда членов «НООСФЕРЫ».
Третий зал называется «Окно в Европу». Его пол устлан бумажным серпантином. Здесь можно увидеть работы зарубежных участников выставки. Среди них графика молодых французских художников. Живопись авторов из США, Германии, Армении, Украины. Эскизы лошадей художника Арвиса Намнандоржа из Монголии выставлены прямо на полу.
После открытия фестиваля состоялось выступление художников пластического жанра — молодежного театра-студии «Businki», и дефиле авторской школы Натальи Исаевой. Потом в органном зале Иркутской областной филармонии прошел звуковой перфоманс Владислава Несынова. Художник создавал картины под современную русскую и финскую музыку, которую исполнял ансамбль филармонии под управлением заслуженного артиста России Владимира Карпенко.
В программе фестиваля «АртИркутск-2005-Альтернатива» еще 15 культурных событий. Так, 24 июня в галерее Художественного музея пройдет презентация международной деятельности и творческих программ компании «Сибарт». 25 июня на острове Юность состоится акция «Мое акварельное авто» и пробег разрисованных машин по городу. 26 июня в галерее Художественного музея пройдет встреча зрителей с президентом «Ноосферы» Андреем Жилиным. Там же 28 июня состоится презентация художественного проекта Юрия Маркова «Метариализм». 29 июня — презентация фильма «Новая игра» украинского режиссера Владимира Филиппова. 2 июля — встреча вице-президента «Ноосферы» Владислава Несынова со зрителями. 3 июля — презентация творчества московского художника Владимира Наседкина «Минимализм». 4 июля — мастер-класс Ирины Жилиной по цифровой фотографии. 6 июля — презентация проекта московских художников «Тибет».
Международный фестиваль современного искусства для молодежи «Арт-Иркутск 2005 — Альтернатива» проходит в Иркутске
ИА «Телеинформ»
В Иркутске с 23 июня по 10 июля проходит международный фестиваль современного искусства для молодежи «Арт— Иркутск — 2005 — альтернатива». Об этом сообщил Телеинформу один из организаторов фестиваля художник Андрей Жилин. Организовали фестиваль Союз молодых художников и творческое объединение «НООСФЕРА». «Арт-Иркутск -2005— Альтернатива» проходит при поддержке отдела по делам молодежи администрации г. Иркутска, банка «СОЮЗ».
В программе фестиваля выставка художников из Сербии, Армении, Франции, Украины, Монголии, Германии, США, демонстрация произведений российских авторов. Более 50 художников представили свои произведения на выставке фестиваля.
В рамках «Арт-Иркутск-2005-Альтернатива» проходят перфомансы молодежного театра— студии «Businki», презентация художественного проекта Юрия Маркова «Метареализм», мастер-класс по современной цифровой фотографии Ирины Жилиной, презентация творчества Владимира Наседкина (Москва), перфоманс-дефиле авторской школы Натальи Исаевой, презентация фильма художника Владимира Филиппова (Украина) «Новая игра».
В рамках фестиваля «Арт-Иркутск -2005— Альтернатива» На острове Юность 25 июня состоялась акция «Мое акварельное авто во флоре и фауне», а также автопробег разрисованных машин по г. Иркутску.
На выставке фестиваля — живопись, графика, скульптура, цифровая фотография, инсталляции. По словам Андрея Жилина, большинство работ выполнено в стиле постмодернизм. «Мифологические видения» Андрея Жилина представляют собой фотографические эксперименты в области цветовых ощущений. В пространственной композиции Владислава Несынова «Уши земли» скелеты животных. Зарисовки бегущих лошадей Арвис Намнандорж (Монголия) выполнены на рисовых листах. Мятая бумага увеличивает ощущение движения животных. Художник из Красноярска Владимир Бычинский представил свое видение трагедии в Нью-Йорке в 2001 году. На картине «Нейтронная бомба» величественные небоскребы и жертвы трагедии. Старые часы, и проросший сквозь циферблат одуванчик для художницы Василисы Комаровой символ «Исчезающего времени».
Метареализм
Юрий Марков
художник, участник проекта «Арт-Иркутск-2005»
Мир многосложен и текуч. Наше отношение к Миру состоит из бесконечного потока чувственных интерпретаций. Текучесть Мира является единственно реальной сутью всего. Между нами и Миром находится огромная пропасть, т. к. мы познаем его через описание и вынуждены всегда вспоминать тот момент, который только что прошел. Однажды возникнув, Мир ни на секунду не останавливает свое изменение, мы лишь констатируем фрагменты его истории и всегда отстаем.
Человеку всегда хотелось понять, как Мир устроен и от чего возник? Возникли — искусство, наука, религия, философия, появились обширные знания, на основе которых человек пытается осознать свое место в этом глобальном процессе. «Мир строится на силе чисел» — сказал Пифагор и возникли множества. «Вначале было слово» — сказано в Ветхом Завете и появился «Закон». В сущности все есть правда. Мир не мог возникнуть без причины, а множественность — его свойство. «Слово» — метафора — метафизическая формула, пробудившая «Тьму» или «Хаос». В основе «слова» лежит первородная «Мысль», стало быть «Мысль» и есть метафизическая «Причина» возникновения «Все» из «Ничто». «Мысль» — «Причина», «Слово» — «Закон» «Мысль» — метафизична, «Слово» — реальность. По закону Аналогии «Как вверху, так и внизу». «Мысль» для всего Макро — микро мира есть единый творческий принцип, обладающий абсолютным могуществом в реальности. Реально «Все» на что способна «Мысль».
В будущем человек может осуществлять даже самые невероятные проекты. Но для этого необходимо понять свое совершенство и отожествиться с непрерывностью Мира. Человек творит окружающую реальность по подобию своей мысли. Мы уже являемся свидетелями фантастических проектов, воплощенных в реальную жизнь, имеющих свое рождение в произведениях искусства и творческих замыслах предыдущих поколений.
Метареальность не всегда логична, она может быть и абсурдна для сегодняшнего понимания. В этом есть смысл эволюции сознания. Непонятное становится понятным через определенное время. В творчестве человек нередко обращается к Абсурду как способу выражения иррациональной идеи. Это часть его метафизической правды, от которой он не может уклониться. Это его личная непонятая реальность. С понятными вещами дело проще — они уже приняты и никому в голову не приходит, что и они были когда-то неприемлемы. Кто принимал Леонардо-Да Винчи с его некогда бредовыми идеями? Вертолеты не летали, механизмы не работали, перспективы небыло.
Природа явного и невыразимого — факт и реальность одного целого. Метареализм — необходимость сегодняшнего дня, он объединяет свойства всех направлений и не дает преимущества ни одному из них. Единый и многомерный мир диктует условия своей игры, величайшей игры разума и бесконечности.
Метафизическая природа искусства
Юрий Марков
художник, участник проекта «Арт-Иркутск-2005»
«Искусство нам дано,
Чтоб не умереть от истины»
Ф. Ницше
Первоначально термин «метафизика» прилагался к так называемым вечным категориям, которые, порождая периодические выявления присущих им сил, не претерпевали изменений и которые действительно никогда не появлялись, а всегда были, есть и будут. Однако, это по истине вечная и неизменная часть реальности чрезвычайно трудна для понимания, т.к. ее связь с представлениями ментально-чувственного созерцания мира осуществляется через много ступеней, всего лишь первой, из которой является интуиция.
Весь космос (как целое) и любая его часть во всех его проявлениях состоит из семи начал, высшим, наиболее абстрактным и обобщенным выражением которых и является Семь Космических принципов — такова суть Космического Закона Семитричности.
Это древнейшее и весьма впечатляющее обобщение находит множество подтверждений в различных областях знания. «Как вверху, так и внизу» — говорит Космический Закон Аналогий, являющийся формулой единого Закона Гармонии.
Творческая сила, беспрерывно работающая над своим заданием преображения, производит цвет, звук, числа в виде различных скоростей вибраций, которые соединяют и разъединяют атомы и молекулы. Хотя и невидим и неслышен для нас в подробностях, все же синтез целого воспринимается нами на материальном плане. Это то, что китайцы называют «Великим Тоном» или Кунг. Это есть действительный основной тон Природы, который музыканты считают средним «Fа» диатонической гаммы.
Дословный перевод слова метафизика — «то, что следует после физики». Физика как наука о природе, охватывает всю эволюционирующую (вечно изменяющуюся) часть Реальности, независимо от того, видимы или нет ее явления для наших обычных чувств восприятия.
Область метафизики, это другая (невидимая) часть все той же Реальности выводящая наше представление за круг привычных определений и умозаключений, где привычное изображение меняет форму до наоборот, т.е. становится зеркальным, но уже не в физическом смысле. Две вещи диаметрально противоположные всегда имеют переходную ступень между собой, имеющую сходство с ними обоими. Две вещи выражают только различные степени одного и того же. Поэтому употреблять одну метафизику, как это делает богословы, настолько же ложно, как и употреблять только физику.
Каждая форма органическая или неорганическая происходит от высшего плана, который мы назовем планом созидательным. Но в этом плане первобытного творения, так же, как и в мозгу художника, находятся только идеи и причины. Между этим высшим планом и физическим видимым миром существует промежуточный — воспринимающий образы и облекающей их в материю. Это то, что в оккультизме называют планом астральным. Не следует, однако полагать, что астральный план находится в метафизической области доступной восприятию только разумом. В природе, а равно и в человеке, все тесно связано. Только необходимость анализа заставляет нас разделить вещи абсолютно слитые.
Всякая вещь создается предварительно в божественном мире, в мире принципов, т.е. в самой возможности существования, в ее причине. Этот принцип появляется в астральном плане в аналогичной идее у человека и проявляется там как в негативе, т.е. то, что было светлым, в принципе становится темным и наоборот. Это не будет точным изображением проявляющегося принципа, а только отливкой формы этого изображения. Астральная форма, действуя на материю, образует форму физическую. Физическая форма при этом будет только аналогом идеи, но не ее сущностью. Здесь следует заметить и о той приблизительности логического рассуждения, выдающей лишь намек на истинную суть процессов происходящих в Реальности. Силы, действующие в природе, известные как движение, звук, тепло, свет, электричество и магнетизм симметричны и их общая сумма будет сорок девять. Они имеют единый источник или принцип, обозначаемый начальной цифрой 1, из которой происходят разновидности в различных явлениях. Число из нечисла, следствие из первопричины. Таков ход эволюционной хронологии. Явление любого плана и порядка имеют свой прототип в едином, являя собой, например, звук и цвет. Любая форма происходит из одной и той же потенциальной субстанции, которую мы называем эфиром. Слышимый звук есть лишь субъективный цвет, а воспринимаемый цвет — лишь неслышимый звук. Все существующие в мире формы имеют свою невидимую сущность в виде бесконечных корреляций и в причине всех сил лежит число. Определенный звук или сочетание звуков является причиной той или иной формы, являясь ее законом. Библейская теория создания мира посредством слова не так уж безосновательна. Современной науке уже известны некоторые тайны материализации и дематерилизации. Но гораздо раньше и в наиболее полной мере эти тайны были известны оккультным наукам.
Например: цвет, звук, форма представляются тремя из семи коррелятивных аспектов на материальном плане, одной и той же самой организации, т.е. первой дифференцированной субстанции Природы.
В вечной музыке сфер мы находим совершенную гамму, соответствующую цветам и числам. Космические градации корреляций цветов, звуков и чисел бесконечны. Установлено, что существуют более медленные вибрации, чем у красного цвета — самые меленные, какие мы можем воспринять и гораздо более быстрые вибрации, чем у фиолетового. Такие вибрации не способны вызвать у нас ощущение цвета и звука. Мы не можем ощущать в полной мере весь спектр цветовых, звуковых и формальных изменений реальности, не говоря уж об аспектах нам известных, тем не менее мы активно и осознанно участвуем в творчестве видимых форм, не давая отчет изменениям происходящим параллельно на невидимых планах, которые еще более подвержены трансформациям, в силу их более тонкой организации. Материальный план слишком жесткий и неподвижный материал для претворения идей, поэтому творчество в нем предполагает приложение усилий, которые становятся доминирующими в физическом плане. Для такой работы необходимы затраты большого количества энергии. Это создает ограничение творческой деятельности и служит тормозом приложения потенциальных возможностей человека, т.к. энергия уходит на преодоление физических сопротивлений.
В идеальном смысле, в творческом процессе участвует весь видимый и невидимый мир и взаимное проникновение этого творчества беспредельно. С глубокой древности считалось, что звук и ритм связаны с четырьмя элементами природы, и что та или иная вибрация в воздухе, несомненно, вызовет соответствующие силы, сочетание с которыми производит добрые или злые результаты, в зависимости от условий. Никогда не допускалось излагать какие — либо исторические, религиозные или реальные события в точных словах, не допускающих двоякого смысла, чтобы не привлечь опять силы связанные с этими событиями т.к. считалось, что «изреченное слово имеют скрытую мощь не только неизвестную, но даже не подозреваемую». Искусство строится на основах творческих проявлений, таких как вдохновение и прозрение, что в свою очередь говорит о нем как о божественном явлении. Чем выше это прозрение, тем менее логично его содержание, т.к. речь идет об изменении психической структуры на более утонченную. Вот почему, в мире так много примеров, когда самые гениальные произведения становится признанными через какой то длительный период. Выстраивая логическую цепь научного исследования произведения, мы забываем о причинах, которые невозможно рассматривать с помощью следствий. А, по существующей аналогии мы всегда будем видеть только тень, и наш подход к сути вещей окажется обратным.
В этом смысле представляется не логичным заниматься логическим обоснованием произведения, т.к. категории сущности и тени разнополярны, хотя и представляют единство целого. Логика, по своей природе, является бессмысленным средством для самовыражения идеи, т.к. не имеет принципиального аналога для обозначения абстракции.
Говорят: В музыке нет ничего для мысли — все для чувства. То же самое можно применить к формальной живописи. Взаимодействие не проявленных ситуаций не успевает формировать фиксированные образы и развить устойчивую мысленную модель, поэтому воспринимается часто интуитивно. Сущность формального творчества в своей основе есть попытка воплощение чистой идеи. Но так как достижение совершенства с помощью не совершенных средств невозможно, наши изыскания в достижении гармонии будут весьма приблизительными и условными. Точнее сказать, гармония, в идеальном ее понимании, в физической области существовать не может. Мы можем наслаждаться лишь видимостью тени и ощущаемых границ, и только неограниченное сознание может вывести нас за рамки привычных представлений, где реально воплощение любой мысли и идеи, где сущность обретает возможность ощущения полной гармонии в слиянии с реальностью. Где человеческая природа обретает свое истинное значение и становится в ряд божественных представителей и космических творцов.