Азбука современного искусства
АВАНГАРД (-изм)
(от фр. avantgard — передний край, передовой отряд), авангард — совокупность новаторских, бунтарских движений и направлений в художественной культуре XX в. На разных исторических этапах роль авангарда играли сменявшие друг друга течения: 1900-1910-е гг. — время появления фовизма, кубизма, футуризма, экспрессионизма, дадаизма, абстрактного искусства; в 1920-1930-х гг. на первый план выходит сюрреализм; в послевоенный период возникают новые течения абстракционизма
— абстрактный экспрессионизм, ташизм, информальное искусство и др.; 1960-1970-е гг. — переходная эпоха от «классического» авангарда к неоавангарду, или постмодернизму с его составляющими
— акционизмом, поп-артом, концептуализмом, кинетическим искусством и другими художественными арт-практиками.
При всем многообразии творческих программ, идей и методов авангардистских течений в них можно выделить присущие всем общие черты: прежде всего, стремление к «освобождению от формы», полной свободе выражения и раскрепощения, что выразилось в первую очередь в отрицательном отношении к традиционному искусству, в отказе от классических норм изобразительности и красоты; а также ассоциативность мышления и эпатажный характер представления своих творений.
Главной целью художники-авангардисты видели создание своей субъективной модели мира, своеобразной «второй реальности» в пределах самой жизни. Поэтому они стремились стереть границы между искусством и реальностью, вторгнуться в области, до того считавшиеся несовместимыми с искусством, включить произведения искусства в окружающую человека среду. Лозунг «Искусство — в жизнь» как нельзя лучше подходит для определения основополагающего принципа А., получившего бурное развитие в таких формах, как реди-мейд, инсталляция, энвайронмент, хэппенинг.
Расшатывая устои традиционного искусства, создавая множество приемов, методов, форм художественного и антихудожественного выражения, авангардисты способствовали появлению и развитию новых видов искусств, таких как фотография, кино, электронная музыка.
Как выяснилось, популярным медвежьим капканом, идеально приспособленным для охоты на начинающих искусствоведов, является вопрос: «чем отличается авангардизм от модернизма?» Есть несколько устойчивых традиций понимания различий между авангардом и модернизмом. Во-первых, хронологически модернизм предшествовал авангарду. Авангард — порождение революционной эпохи начала двадцатого века, тогда как модернизм возник в конце девятнадцатого. Во вторых, «авангардом» традиционно назывались первые ряды войска; быть «в авангарде» — значит быть впереди всех, причем в рискованной, боевой ситуации. Утопическая цель — радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства — унаследована авангардом от модернизма; однако авангардисты пошли дальше, предположив, что переустроить посредством искусства можно не только сознание, но и общество. Если модернизм был в первую очередь эстетическим бунтом, революцией внутри искусства, не против самой традиции, но внутри нее, то авангард — это бунт против самой художественной традиции, как впрочем и против любых традиций. Лев Рубинштейн: «Модернизм как бы принимает основные ценности традиционного искусства, но занимается обновлением художественных средств при решении так называемых вечных задач искусства. В этом смысле это то же традиционное искусство, но занятое новым языком для описания того же самого. Авангардизм все время создает другое искусство, обновляет не средства его, а сам предмет искусства.»
Авангард подразумевает активную социальную позицию художника, о чем прежде, по большому счету, речи быть не могло. Будучи революционным по своей природе, авангард, как правило, сочетается с радикальными политическими убеждениями.
Имена:
Марсель Дюшан, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Жорж Брак, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Поль Сезанн, Умберто Боччони, Джакомо Балла, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.
Алфавитный список терминов