Азбука современного искусства
Кинетизм
Кинетическое искусство (от греч. kinetikos — приводящий в движение), кинетизм — направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных составляющих его форм. Элементы кинетизма издревле существовали в виде разного рода трюков, оживлявших скульптуры, в прикладных искусствах (движущиеся фигуры часов), в театральной сценографии. Опыты создания динамической пластики присутствовали и в дадаизме (М. Дюшан «Велосипедное колесо на табуретке»), Баухаузе (Л. Мохоли-Надь «Модулятор пространство-свет») и в русском конструктивизме (В. Татлин — проект Башни III Интернационала).
Как самостоятельное направление кинетизм оформился в конце 1950-х гг. в русле экспериментальных поисков авангардного искусства, стремящегося овладеть четвертым измерением — временем.
Само движение вводится по разному: одни произведения создаются самим зрителем, путем динамического преобразования предметов, при изменении местоположения которых оптически меняется и форма объекта (вибрирующие картины Я. Агама, творчество художников Группы визуального изучения искусства). Другие — колебаниями воздушной среды, а третьи приводятся в движение мотором или электромагнитными силами (мобили А. Колдера), мотором (работы Ж. Тенгли) или электромагнитными волнами (Такис). Бесконечно разнообразие используемых материалов — от традиционных до сверхсовременных инновационных технических средств, компьютеров, лазеров, часто применяются зеркала. Во многих случаях иллюзия движения создается меняющимся освещением. Кинетизм стремится к синтезу искусств: движение объекта в пространстве дополняется эффектами освещения, звуком, светомузыкой, кинофильмом и др.
Огромную роль в создании иллюзии движения играли установки меняющегося света. Одним из главных разработчиков и теоретиков «светового» движения был французский кинетист Никола Шеффер, создававший «светодинамические» конструкции (монументальная «светозвуковая башня» в Льеже), приобретающие особую выразительность благодаря калейдоскопической игре бликов на металлических поверхностях, хитроумным звуковым и световым эффектам.
Приемы кинетического искусства нашли широкое применение в организации всевозможных выставок, ярмарок, промышленных экспозиций, в оформлении парков и площадей. Охватив Америку и Европу, кинетизм не обошел стороной и Советский Союз, где в 1960-х гг. существовала художественная группа «Движение».
Имена:
Яков Агам, Хулио Ае Парка, Хесус Рафаэль Сото, Александр Колдер, Жан Тенгли, Никола Шеффер, Такис, Наум Габо, Поль Бюри, Виктор Вазарели.
Алфавитный список терминов