Азбука современного искусства
Новая вещественность
(нем. Neue Sachlichkeit) — художественное направление в искусстве Германии 1920-х — начала 1930-х гг., которое представляло в общем контексте развития модернисткого искусства традицию неоклассицизма. Авторство термина «Новая вещественность» принадлежит директору художественной галереи в Мангейме Г. Хартлаубу, который назвал направлением «поисков новой вещественности» проходившую у него в 1925 г. выставку произведений молодых художников. Это течение, не оформленное организационно и достаточно широкое (из-за принадлежности к нему художников из разных земель Германии) просуществовало до прихода к власти фашизма в 1933 г. Участники движения «Новой вещественности», стремясь противопоставить тревожной экстатичности экспрессионизма, провозгласили «возврат кпозитивной и конкретной реальности».Эстетическая концепция направления строилась на утверждении ложности реального мира, поэтому главной цельюстановится адекватное выражение неадекватности мира, реалистически зафиксированное отсутствие реальности, а смыслом художественного творчества — практически фотографическая точность изображения, не ставящая своей целью скрыть за художественнойдекоративностью неприглядность реальности. Свой метод художники «Новой вещественности»называли «магическим реализмом», поскольку в их искусстве проявились особая отчужденность от изображаемой жизни, специфичность ее веристского описания, сдвигающего акцент от натурализма как такового к его предельной форме — гротеску, в рамках которого подчеркнутая реалистичность и детализированность изображения была призвана порождать эффект ирреальности и неправдоподобия изображаемой среды. Отсюда шли и поиски участников направления в области художественной техники, локализующиеся в сфере реанимации жесткости рисунка, преувеличенной пластики формы, подчеркнуто строгой перспективы и статичной композиции, что сближало движение «Новая вещественность» с итальянской метафизической живописью.
Имена:
Георг Грос, Отто Дикс, Макс Бекманн, Александр Канольдт, Георг Шримпф, Эберхардт Вигенер, Карл Гросберг, Генрих Даврингхаузен.
Алфавитный список терминов