Азбука современного искусства
Дадаизм
(от франц. dada — конек, детская деревянная лошадка) — литературно-художественное движение, получившее развитие во многих странах Европы, а также в США. Дадаизм возник как протест творческой молодежи против мировой войны и культуры, приведшей в ней. Его концепция не содержала позитивных идеалов и была пронизана пессимизмом. Принципами дадаизма стали разрыв с традициями мировой культуры и отрицание всяческих ценностей; представление о мире как о хаосе безумия, которому противопоставляется безумие творческое; алогичность мышления, выведение искусства за грань серьезного, придание ему оттенков веселья и смеха.
ДАДА в Цюрихе (1916-1919) Датой рождения этого движения считается 1916 год, когда в цюрихском «Кабаре Вольтер» собрались вместе Гуго Балль, Рихард Гюльзенбек, Марсель Янко, Жан Арп и Тристан Тцара, придумавший название новому объединению и написавший «Манифест Дада». Главной формой самовыражения дадаистов стали различные акции — шумные вечерние представления, спланированные «события», мистифицирующие публику и провоцирующую ее на ответную реакцию. Помимо этого они использовали и традиционные методы пропаганды: издавали журнал «Дада», редактором которого был Балль, читали лекции, публиковали свои поэтические сочинения, многочисленные брошюры, написанные в форме речевок и заклинаний. В 1917 г. Балль и Гюльзенбек, а годом позже и Тцара покинули группу. Она перестала существовать, уступив место берлинскому объединению.
ДАДА в Берлине (1918-1920) В 1917 году в Берлине организовалась группа дадаистов, которую возглавил Гюльзенбек. Деятельность этой группы имела ярко выраженную социально-критическую и антимилитаристскую направленность, поскольку в нее входили в основном художники, занимавшие по отношению к власти позицию открытой конфронтации — Георг Грос, Джон Хартфильд, Ханна Хех, Иоганнес Баадер. Главными средствами художественного выражения стали памфлет, политический плакат, карикатура, фотомонтаж, листовка, в которых коммунистические и анархические идеи вытеснили спонтанный дух отрицания цюрихской группировки.
ДАДА в Ганновере (1919-1923) Движение в Ганновере связано исключительно с деятельностью голландца Курта Швиттерса, автора и создателя необычных мерц-произведений. Утверждая, что границы между видами в современном искусстве сглаживаются, что ведет к их полному исчезновению, Швиттерс выдвинул понятие «Мерц» как единое начало в искусстве, освобождающее художника от всяких оков и ведя его к творческому созиданию.
ДАДА в Кельне (1919-1922) Ключевыми фигурами кельнской группы, сформировавшими ее неповторимое лицо, стали художники Макс Эрнст и Жан Арп. Основной формой их деятельности стали представления, поставленные по цюрихскому образцу, и выставки. В 1920 г. состоялась самая скандальная в истории дада выставка, в помещение которой можно было пройти только через мужской туалет при кафе. В центре зала стояла девочка в библейских одеждах и читала непристойные стихи, а зрители могли во время просмотра крушить экспонаты, что отвечало концепции дада, отрицающей ценность искусства.
ДАДА в Нью-Йорке (1913-1921) История американского дадаизма началась со скандально известной выставки Армори-шоу 1913 года, на которой были представлены работы европейских мастеров Марселя Дюшана и Франсиса Пикабиа.
Пикабиа создавал фантастические конструкции, чьи названия и биомеханический вид были одновременно гимном и приговором индустриальному обществу. Его работы оказали значительное влияние на Ж. Арпа и М. Эрнста.
Дюшан прославился как автор концепции «ready made» (готовых объектов) — предметов промышленного производства, художественной волей преобразованных в произведения искусства. Эта теория давала понять, что искусство — это идея, которая может быть заключена и в готовом предмете, а не только создана художником или скульптором.
ДАДА в Париже (1919-1924) В 1919 г. Дюшан и Пикабиа знакомятся с Тцара и вместе перебрались в Париж, где влились в группу молодых поэтов и художников, сплотившихся вокруг Андре Бретона. Парижский период 1920-1922 гг. стал временем нового расцвета дадаизма — опять с проведением всевозможных шумных представлений, выставок, провозглашений разного рода заявлений и манифестов. Однако внутри группы назревал конфликт: Бретона и его сторонников уже не устраивал скандал ради скандала и дух всеобщего отрицания. В его голове созревал план создания нового объединения с конкретно поставленными задачами и ясной перспективой. В 1923 г. произошел окончательный разрыв, приведший к появлению нового направления — сюрреализма. Дадаизм вынужден был отойти на второй план и постепенно сойти с художественной арены.
Имена:
Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа, Жан Арп, Макс Эрнст, Курт Швиттерс, Ханна Хех, Рауль Хаусманн, Георг Грос, Джон Хартфильд.
Алфавитный список терминов