Азбука современного искусства
Мракобесы
Мракобес — это не обязательно плохой запах изо рта, неграмотность, бездарность. Они могут быть холеными, чистыми, в свежих рубашках, образованными, талантливыми. Мракобес — это тот, для кого человек, думающий иначе, — враг. Сознание мракобеса, верно, находит в современном искусстве своего лютого врага. Оно разрушительно для дикарского, нерефлексивного мышления. Мракобесие сегодня возводит бронзовые монументы в городской среде, игнорируя мнение экспертного сообщества, играя мускулами, выясняет, можно ли безнаказанно громить музейные выставки; лишает актуальных художников творческих мастерских; требует запрета на занятие теми формами искусства, которые его не устраивают, возводит музеи тому, что само считает искусством. Оно проверяет общественную реакцию пока в мелочах (хотя какие же это мелочи?), чтобы завтра предложить универсальную модель существования, где всякое отступление от предложенных ценностей будет караться с первобытной жестокостью. В России стало скучно и неинтересно. Про Россию стало все понятно. Культура продолжает разрушаться. Художников судят за выставки, писателей — за художественную литературу. Искусством считается лишь то, что прославляет власть, либо то, что может украсить собою концерт после съезда. Но вопреки убогой культурной политике, современное искусство в России (и в Иркутске!) развивается. Вопреки изоляционистским тенденциям в обществе — русские художники и литераторы говорят на интернациональном языке современной культуры. Мировые тенденции, так или иначе, отражаются в искусстве не только Москвы и Питера, но Екатеринбурга, Калининграда и Иркутска и т.д. Все то, что могло состояться усилием личностей — состоялось. Не было лишь пока одного — культурной политики, без которой невозможно обратное — влияние русского искусства на мировой художественный процесс.
Алфавитный список терминов