Азбука современного искусства
Концептуализм
Концептуальное искусство (от лат. conseptus — мысль, представление), концептуализм литературно-художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 1960 — начале 1970-х гг. в американской, а затем и в европейской культуре.
Концептуализм, исходя из положения, что концепция произведения важнее его физического выражения, видел цель искусства в том, чтобы передать определенную идею, но не с помощью традиционных художественных форм и методов, а в ее непосредственном документально зафиксированном представлении. Концептуальные объекты существуют в виде набросков, коротких фраз, пространных текстов, схем, графиков, чертежей, воплощенных в фотографиях, киносъемках, аудио- и видеозаписях, ксерокопиях, печатных и рукописных текстах, нередко используются и природные материалы (земля, трава, пепел). Вообще, объектом искусства мог стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальные композиции представляют собой чистый художественный жест, освобожденный от какой-либо конкретной пластической формы: это могут и неоновые надписи, высвечиваемые в затемненной комнате, и отрывки текстов из священных писаний и технических инструкций, и выставка обернутых в пластиковые мешки предметов мебели, и многочасовое лежание в грязевой ванне и многоедругое.
Один из основоположников течения, американский художник Джозеф Кошут, видел значение концептуализма «в коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства — или как функционирует сама культура: как может меняться смысл, даже если материал не меняется… физическая оболочка должна быть разрушена, т. к. искусство — это сила идеи, а не материала». Классическим образцом концептуализма стала его композиция «Один и три стула» (1965), включавшая в себя стул, его фотографию и описание предмета, взятое из словаря. Таким образом, концептуальное искусство взывало не к эмоциональному сопереживанию, а ориентировалось на угадывание идеи, интеллектуальное осмысление увиденного.
Что надо знать о концептуализме
Для понимания творчества любого актуального художника важно понимание как общего контекста культуры и традиции, так и контекста непосредственно жизненного и культурного окружения и в особенности той области, сферы, с которой непосредственно художник диалогически взаимоотносится и на которую проецирует свою деятельность с разной степенью вовлечения в нее.
Тем более все вышесказанное относится к авторам, определяющим себя как принадлежащих к концептуальному искусству, для которого характерна сознательная апелляция к той зоне культурно-языкового контекста, которую они в данный конкретный момент воспринимают, а вернее, наделяют чертами реального партнера в их диалоге с культурой. К концу 2004 г. сложившаяся, конституировавшаяся и определившая свою иерархию, этикетность и способы социализации неофициальная культура г. Иркутска начала интенсивное культурно-стилевое самоопределение. В отличие от размытых и общих понятий, которыми оперировала культура официальная — «профессионализм»,
«правдивость», «нет направлений, есть хорошие или плохие художники», представители культуры неофициальной принципиально определяли свою стилистическую позицию как предпосылаемую конкретной творческой деятельности, абсорбирующую творческие опыты как образ — имидж художника, конкретные тексты которого являются одним из его жестов в культурном пространстве. Наибольшую степень осмысленности, отрефлектированности и артикулированности этот процесс нашел в направлении, условно наименованном «Иркутский концептуализм». Термин «концептуализм» пришел к нам с Запада, причем из сферы изобразительного искусства. К началу 2005 г. именно сфера изобразительного искусства стала превалирующей, наиболее креативной среди прочих видов искусства в деле порождения новых идей. Интересно, что в этом смысле концептуализм, помимо явной авангардности своих устремлений (например, определение новой границы между жизнью и искусством), является прямым наследником традиционно русского культурного мышления (но не в его внешнем, фактурном слое, а в структурно-порождающем). И в этом отношении он как бы изначально ясен и близок (непонимание происходит по причине узаконенной условности определения правил существования искусства и художника), понятен как бы по жизни, а не по искусству. Концептуализм в определенном смысле является неким зеркалом, поставленным перед лицом русской культуры, в котором она впервые увидела себя как образ в целом. Дляконцептуализма — характерно использование непривычных, неконвекциональных языков, таких, как язык общественно-политических и научных текстов, каталогов и квазинаучных исследований, причем не в качестве цитат, а как структурной основы произведений. Большое значение приобретают жест, авторская поза, определяющий данный текст поведомству — скажем литературы илиизобразительного искусства, или помещающий традиционный текст в нетрадиционный контекст, ограничивающий авторскую волю, авторское участие именно этим жестом, обретающим в культурном пространстве (т.е. в атмосфере привычного ожидания акта высокого искусства) самостоятельное, хотя и внетекстовое значение.
Собственно, в этом аспекте своей деятельности — разрешении проблемы границы между жизнью и искусством, ощущаемой в ее принципиальной реальности и во временной условности и подвижности, — концептуализм является последователем традиции авангарда, возникшего с этими самыми злокозненными проблемами и вопросами в начале 20 века.
Имена:
Джозеф Кошут, Терри Эткинсон, Йозеф Бойс, Майкл Болдуин, Гарольд Харрел, Дуглас Хюблер, Роберт Барри, Денис Оппенхейм, Лес Левин, Сол Левит, Ян Диббетс, Ханс Хааке.
Алфавитный список терминов