Азбука современного искусства
Экспрессионизм
(фр. expressionise, от expressio — выражение, выразительность) — литературно-художественное направление начала XX в., особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии.
Возникновение и развитие экспрессионизма связано с деятельностью двух художественных объединений — «Мост», основанного в 1905 г. в Дрездене Э. Л. Кирхнером, Э. Хеккелем и К. Шмидт-Ротлуфом, и группы «Синий всадник», возникшей в 1911 г. в Мюнхене по инициативе В. Кандинского и Ф. Марка.
Художники, входившие в «Мост», опирались в своих творческих исканиях на искусство немецкой готики, образцы народного творчества, африканскую скульптуру "Wart negre". Угловатые, рубленые формы, резкие цветовые контрасты, упрощенные контуры — особенности живописного стиля участников группы, на формирование которого несомненное влияние оказало увлечение художниками средневековой традицией, в частности гравюрой на дереве.
Программные позиции группы «Синий всадник» напротив складывались под влиянием теорий мистического толка. Стремясь к выражению «внутренних закономерностей» природы, ее «космических начал», художники этого движения оперировали на своих полотнах отвлеченными красочными гармониями, склонялись к изучению структурных принципов формообразования, что привело их впоследствии к абстракционизму.
Экспрессионизм как художественная тенденция имеет довольно широкое понятие, им обозначают совокупность разнообразных явлений в искусстве, выражающих тревожное, болезненное мироощущение. В русле этого направления можно рассматривать творчество многих художников — Джеймса Энсора, Эдварда Мунка, Макса Бекмана и других, в чьих произведениях чувство тревоги, дисгармонии, смерть и отчаяние стали ведущими темами. Основным выразительным средством экспрессионистов стала экспрессия, которая проявлялась в деформации пропорций, экзальтации образов, кричащей цветовой гамме. Такими агрессивными, порой чрезмерными художественными средствами художники стремились отобразить свою эпоху, отразить сознание несовместимости реальности и мечты, трагическое предчувствие мировой войны.
Имена:
Эдвард Мунк, Джеймс Энсор, Василий Кандинский, Франс Марк, Аугуст Макке, Эгон Шиле, Алексей Явленский, Генрих Кампендонк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуф, Эмиль Нольде, Макс Пехштейн.
Алфавитный список терминов