Азбука современного искусства
Мобиль
(франц. mobile от лат. mobilis — подвижный, изменчивый) — разновидность кинетического искусства — пространственная конструкция, в которой отдельные части подвешены или укреплены на шарнирах и, находясь в состоянии неустойчивого равновесия, вращаются или колеблются под воздействием различных сил (воздушных потоков, системы противовесов и т.д.). Изобретателем мобилей был американский скульптор Александр Колдер, который в середине 1920-х гг. переехал в Париж. В поисках заработка он начал изготавливать маленькие фигурки из проволоки и даже собрал из них целый миниатюрный цирк (серия «Цирк Колдера», 1926-1931). Это был первый опыт создания подвижных скульптур: каждый фрагмент этой композиции мог изменять свое местоположение, конфигурацию и т.д. Само же название «мобиль» было предложено его другом художником — дадаистом Марселем Дюшаном как противоположность «стабилям» — неподвижным объектам (от англ. stabile — устойчивый, стабильный). В 1930-х гг. Колдер под влиянием П. Мондриана увлекся абстрактными формами: отныне его скульптуры представляли собой сквозные (преимущественно металлические) структуры, которые приводились в действие с помощью природных импульсов (движением воздушных потоков) или электрическими моторчиками (что было гораздо реже). Они могли подвешиваться к потолку, прикрепляться к стене или устанавливаться на стенде. Для усиления иллюзии движения скульптор активно использовал возможности света. Именно эти необычные конструкции, которые сам Колдер называл «картинами в четырех измерениях», принесли ему мировую известность. Александр Колдер и его мобили стали предтечей целого направления в современном искусстве, связанного с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики, — кинетизма.
Имена:
Александр Колдер, Линн Чэдвик, Наум Габо, Яков Агам, Хесус Рафаэль Сото, Генрих Херольд.
Алфавитный список терминов