Азбука современного искусства
Сюрреализм
(фр. surrealisme - сверхреализм) — художественное направление в мировом искусстве первой половины XX века. Зародившись в недрах дадаизма, сюрреализм унаследовал его антиобщественный пафос и стремление к ниспровержению эстетических идеалов классического искусства прошлых веков. Участники движения не ставили цель создания еще одного течения, а мыслили глобально: осуществить революционный переворот в сознании, распространить свое влияние на все виды творческой деятельности и мышления.
Сюрреализм возник как литературное движение, программа которого разрабатывалась в издаваемых объединением журналах «Литература» (1919-1924) и «Сюрреалистическая революция» (1924-1929). Но довольно быстро вовлек в свою орбиту множество художников самых разных эстетических устремлений. Идейным лидером и вдохновителем нового направления был поэт Андре Бретон, автор первого «Манифеста сюрреализма» (1924), в котором были сформулированы основы сюрреализма: мечта, чудесное, бессознательное, «безумная любовь», свобода, революция. Опираясь на психоанализ Зигмунда Фрейда и философию интуитивизма Анри Бергсона, сюрреалисты провозгласили источником искусства сферу подсознания, проявляющую себя в грезах, сновидения, галлюцинациях, автоматических инстинктах, неожиданных озарениях. Чтобы постичь глубины подсознания, творящего сверхреальность, художники, отталкиваясь от основного приема сюрреализма — «психического автоматизма», изобретали различные виды спонтанного формопорождения как декалькомания (техника, при которой на лист бумаги с краской накладывался и прижимался другой лист), фроттаж (техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа с помощью графита) и др.
С самого начала в сюрреализме наметилось два направления. Первое, представленное М. Эрнстом, А. Массоном, X. Миро, основывалось на приоритете бессознательного в творческом процессе: их живопись наполнена свободно текущими образами и формами, порой переходящими в чистую абстракцию. Второе течение (творчество С. Дали, Р. Магритта, П. Дельво) отличалось стремлением с фотографической точностью, правдоподобием воспроизвести ирреальный образ, возникающий в подсознании. Для их работ характерна гладкая, тщательная, близкая к академической, фигуративная манера письма, с помощью которой создается невозможный в действительности образ. На картинах предстают растекающиеся твердые предметы, плотные объекты приобретают прозрачность, формы сплетаются, перекручиваются и выворачиваются, происходит расслоение конфигураций на несколько изображений и соединение несовместимых образов, которые поглощают зрителя, втягивают его в игру обмана и неразрешимых загадок. Фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм и изменчивость образов — общие особенности искусства сюрреализма.
Сюрреализм как художественное течение более полувека доминировал в мировом искусстве, определяя облик художественной действительности. Возникнув во Франции, он довольно быстро шагнул за ее пределы, завоевав Европу, а во время Второй Мировой войны перекинувшись за океан, распространился в США и странах Латинской Америки. Сюрреализму понадобилось совсем немного времени, чтобы восторжествовать практически во всех областях культурной жизни, навсегда изменив мировое общественное сознание. Став наследником идей символизма, дадаизма, метафизической живописи, сюрреализм творчески осмыслил их открытия и дал толчок к появлению и развитию новых направлений в мировом искусстве — магический реализм, фантастический реализм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт, а также хэппенинг, перформанс и концептуальное искусство.
Имена:
Сальвадор Дали, Рене Магритт, Ив Танги, Макс Эрнст, Андре Массон, Хуан Миро, Поль Дельво, Мэн Рэй, Роберто Матта, Виктор Браунер, Фрида Кало, Ремедиос Варо.
Алфавитный список терминов