Азбука современного искусства
Интимизм
(фр. intime от лат. intimus — самый глубокий, внутренний) — разновидность жанровой живописи, получившая развитие в работах художников-неоимпрессионистов. «Интимистами» критики называли членов группы Наби, в частности Пьера Боннара и Эдуарда Вюйара, главной темой творчества которых было изображение частной жизни человека, ее неспешно текущих событий, радостей и удовольствий. Сцены семейных обедов, бесед на террасе и прогулок в вечерний час, веселых детских игр, полуденного отдыха, чтения книг и занятий рукоделием — типичные сюжеты их произведений.
Важной составляющей работ художников-интимистов были цвет и композиция. При помощи цвета они организовывали пространство произведения, создавая ощущение единства и логического завершения. Стремясь передать атмосферу домашнего уюта и тепла, интимисты использовали палитру сложных цветовых оттенков, в которых преобладали теплые хроматические тона. Не последнюю роль в их картинах играл свет: мягкий, электрический, льющийся из-под абажура лампы, или яркий, солнечный, но каждый раз являющийся частью создаваемого художником необходимого картине настроения. Вообще, настроение — суть интимизма. Боннара и Вюйара мало интересуют люди, они, скорее, стаффажные фигурки, размещенные в художественном пространстве, нежели главные герои полотен.
Наиболее яркие примеры живописи в духе интимизма — многочисленные интерьерные композиции, в которых художники старались избегать обычной перспективы, подчеркивали двухмерность пространства, применяя зачастую смелые, неожиданные ракурсы и декоративные приемы, как например, изображение на переднем плане картины натюрморта. Это в большей степени относится к произведениям П. Боннара, который стремился «создавать роскошные сочетания цветов и форм, блистательно решая наиболее трудные проблемы пластики и придавая монументальность, таинственность и выразительность неодушевленным предметам».
Имена:
Пьер Боннар, Эдуард Вюйар, Кер-Ксавье Руссель, Феликс Валлотон.
Алфавитный список терминов