Азбука современного искусства
Граффитизм
(англ. graffitism, от итал. graffiti — букв, «царапины»), «искусство подземки» — течение в американской живописи постмодернизма 1970-1980-х гг.
Это движение имеет довольно четкие временные границы: возникнув в конце 1970-х гг. на волне небывалого интереса к городскому низовому искусству (и к граффити как ярчайшему его проявлению), к концу 1980-х гг. граффитизм практически исчез из американской художественной жизни.
Появление граффитизма связано в первую очередь с художественными галереями небольшого района Манхэттена Ист-Вилиджа, в котором жили негры, пуэрториканцы и представители других этнических меньшинств, ставшие первыми граффитистами. Именно владельцы галерей Ист-Вилиджа открыли американцам уличных художников, рисовавших спреями на станциях нью-йоркской подземки и стенах домов. Теперь граффитисты перешли в залы художественных галерей, перенося свои произведения на холсты. Буйная фантазия, яркая самобытность, сочетающая в себе элементы городской субкультуры с искусством этнических групп были отличительными чертами этого искусства, быстро вошедшего в моду. Пик популярности граффитизма пришелся на середину 1980-х гг., когда имена Крэш (Джон Матос), Футура 2000 (Леонар Макгар), Жан-Мишель Баския (SAMO), Кейт Херинг становятся известны не только американским, но и европейским знатокам искусства.
Наибольшую известность среди художников-граффитистов получили Жан-Мишель Баския, Кейт Херинг и Кении Шарф. Баския, выходец с Ямайки, был самоучкой, которого открыл Энди Уорхол. Херинг и Шарф получили профессиональное художественное образование, но работали в манере примитивизма, широко используя в своем творчестве приемы и мотивы граффити.
Однако коммерческий успех не пошел на пользу граффитизму: вырванный из привычной городской среды он быстро исчерпал себя, буйная фантазия сменилась малосодержательным творчеством. С уходом из жизни наиболее ярких его представителей (в 1988 г. умирает от передозировки наркотиков Жан-Мишель Баския, а в 1990 г. — от СПИДа Кейт Херинг), граффитизм постепенно вытеснился новыми модными веяниями, а потом и совсем исчез из художественной жизни Америки, оставив на память о себе Музей граффити (1989, Нью-Йорк).
Имена:
Жан-Мишель Баския, Кейт Херинг, Кенни Шарф, Джон Матос, Леонар Макгар, Крис Эллис, Энтони Уан.
Алфавитный список терминов