Азбука современного искусства
Энвайронмент
(англ. environment — окружение, среда) — одна из форм авангардистского искусства, возникшая в 1960-1970-х гг.; представляет собой полностью организованную художником пространственную композицию, охватывающую зрителя наподобие реального окружения.
Хотя корни этой художественной традиции уходят в глубокую древность (человек издавна пыталсяорганизовать среду своего обитания), как форма искусства энвайронмент зародился в раннем авангарде 1920-х гг. Одним из пионеровэтого направления стал немецкий художник-дадаист Курт Швиттерс, создававший «merzbau» («мерц-здание») — фантастические трехмерные строения,представляющие собойпричудливоесоединение самых разнообразных материалов и предметов. Пользоваться этими сооружениями было нельзя, поскольку это была «абсолютная архитектура,имеющая лишьхудожественную ценность».
Во второй половине XX в. энвайронмент получает широкое распространение в американском, следом и в европейском искусстве. Лидерами этого направления становятся американские скульпторы Эдвард Кинхольц и Джордж Сигел, создававшие композиции натуралистического типа. Их произведения выглядели как сценические пространства, наполненные вещами и фигурами людей, куда вносились элементы гротеска и бредовой фантастики (особенность работ Э. Кинхольца).
Другой тип энвайронмента представлял собой игровое пространство, которое предполагало театрализованное соучастие зрителей, вмешательство с их стороны, как например, активное видоизменение конструкций.
Имена:
Эдвард Кинхольц, Джорж Сигел, Клас Ольденбург, Эл Хэнсон, Аллен Капроу, Курт Швиттерс, Виктор Пасмор, Хесус Рафаэль Сото, Лари Белл, Роберт Ирвин.
Алфавитный список терминов